Найти тему

Самая наглая, страшная и беспринципная банда в блокадном Ленинграде

Здравствуйте, друзья!

Традиционно у нас бывают целые циклы публикаций о блокадном Ленинграде. Мимоходом мы касались таких тем, как черные рынки и диверсанты, в комментариях мелькали просьбы рассказать подробнее.

Преступность была самых разных масштабов. От продавщиц, которые по чуть-чуть не дорезали хлеба жителям блокадного Ленинграда, оставляя комочки к концу смены себе и детям, до целых преступных банд, с развернутыми сетями поставок продовольствия на черных рынок.

В таких бандах была четкая структура. Руководство, под ними начальники складов при магазинах, продавцы и специальные люди, занимающиеся реализацией украденного продовольствия.

Про одну из таких банд мы сегодня и поговорим.

Речь будет о банде ЗИГ-ЗАГ (Защита интересов Германии - знамя Адольфа Гитлера), во главе которой находился уголовник Виталий Кошарный.

Виталий Кошарный. Из материалов дела.
Виталий Кошарный. Из материалов дела.

На начало войны он был заключенным, находился под Ленинградом. Попал в поле зрения правоохранительных органов он в 1940 году, когда в одном из магазинов по поддельному кассовому чеку пытался приобрести желаемые товары. Позднее раскроется художественный талант Кошарного. В чеке-же он очень правдоподобно пририсовал пару нулей. До суда его даже не задерживали. И вот во время следствия он сумел совершить еще одну попытку преступления - нарисовал платежное поручение и отправился в бухгалтерию одного из пивзаводов, требуя выдать ему по этому поручению десять тысяч рублей. После этого его уже скрутили окончательно и он отправился в лагпункт №32.

При авианалете и бомбежках в хаосе подделав документы Кошарный, Баскин, Федоров и Кирилов сумели бежать.

Добравшись до Ленинграда (убив водителя и угнав машину), банда обосновалась у знакомой буфетчицы. Через месяц их было уже 12 человек.

Сам Кошарный решил наладить контакт с немцами и в ноябре 1941 отправился за линию фронта. Получил ранение, попал в плен к немцам.

Четко пояснив свою позицию и показав желание сотрудничать, Кошарный прошел специальную диверсионную школу, по окончании которой его снабдили шрифтами, рацией и отправили обратно в Ленинград.

Там они выпускали агитационные листовки, но главная диверсия заключалась в другом.

Кошарный прекрасно умел подделывать документы и им было изготовлено огромное кол-во продуктовых карточек. Особенно в этом помогали полученные у немцев шрифты и прочие вещи, необходимые для подделки документов.

Один из подельников Кошарного, Федоров, который так же бежал из лагеря, до получения срока был кладовщиком магазине № 18 Смольнинского райпищеторга. Осудили его за растрату и хищения.

И оказавшись в блокадном Ленинграде, Федоров подключает старые связи, что позволит банде заниматься хищениями чуть ли не в промышленных масштабах.

В уголовном деле будет подсчитано, что за время деятельности банда получит порядка 17 тонн продуктов. И это только за первую половину первой блокадной зимы. Самой страшной, самой голодной.

Ленинградцы получали 125-250 гр. хлеба и смертность достигала 4000-6000 человек в сутки в первую зиму.

В этом и заключалась основная задача диверсантов.

В условиях острой нехватки продовольствия, когда каждые 100 гр. хлеба имели жизненное значение, когда на Дороге Жизни водители и девочки - регулировщицы отдавали свои жизни за то, чтобы Ленинградцы получали продовольствие, конспиративные квартиры банды были переполнены продовольствием. Которое они меняли на золото, одежду и технику.

Из речи Кошарного на заседании суда:

«Я взглянул на продовольственные карточки и сказал, что попытаюсь изготовить, может быть, что-либо сумею сделать. На следующий день я принялся за изготовление хлебных продовольственных карточек. У нас на ноябрь 1941 года были две детские карточки, по которым Кириллов получил хлеб. Хлеб по скопированным мною карточкам выдали в булочной без всякого подозрения».

Банда прокололась пытаясь обналичить, т.е. "обхлебить" детские карточки разом.

Зимой 42-го года, в один из магазинов зашла хорошо одетая, явно не голодающая женщина и попросила выдать по детским карточкам (хлебных карточек разом женщина предъявила аж 176 штук!) более 15 кг продовольствия. У заведующей глаза полезли на лоб, но за молчание ей предложили 1,5 кг хлеба. Невиданная роскошь для блокады.

Буфетчица согласилась. Для виду.

Спустившись в кладовку, буфетчица вызвала НКВД.

В ходе не хитрой операции, женщина, пытавшаяся обналичить карточки была задержана. На квартире у нее обнаружили еще карточек, суммарно по которым можно было получить более 90 килограмм хлеба. А в сторонке стояли чемоданы, набитые буханками того самого блокадного хлеба.

В квартире женщины была устроена засада (ну как засада. Один оперативник, полуголодный остался на дежурстве.) Благодаря героизму оперативника Михайлова, его отваге и мужеству позднее будут задержаны еще два члена банды. Сам Михайлов при задержании получит ножевые ранения.

Постепенно к концу зимы, все члены банды ЗИГ-ЗАГ будут задержаны.

Как писал ранее, следствие докажет, что с ноября 1941 по март 1942 года, банда похитит только хлеба более 17 тонн.

Дело банды ЗИГ-ЗАГ
Дело банды ЗИГ-ЗАГ

А вот так выглядела конспиративная квартира (одна из нескольких) банды, где они хранили все похищенное добро, а так же материальные ценности, которые обменивали на продукты:

-3

Все члены банды были расстреляны, включая женщин - соучастниц (тех, продавщиц, что реализовывали карточки, тех женщин, что приходили к ним с заведомо поддельными карточками и так далее).

Благодаря вашим лайкам статью увидит большее количество читателей. Оставляйте, пожалуйста, и до новых встреч!

---------------------------------

Ознакомиться с нашими экскурсиями, а так же описанием и ценами можно по ссылке ниже:

Стоимость и описание экскурсий