Найти в Дзене

ВОИНСКАЯ ДРУЖИННАЯ ИНИЦИАЦИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Воинско-дружинная инициация также начиналась обрядовым отделением будущего дружинника от коллектива и семьи. К такому ритуальному отделению следует, по-видимому, отнести обычай передачи крупными боярами своих сыновей на воспитание “кормильцам” за пределы семьи. Так, согласно Ипатьевской летописи, у галицкого боярина Судислава, современника Даниила Романовича, был кормильцем Нездила, сам видный представитель феодального класса. Данный обычай соответствует порядку, существовавшему в западноевропейских странах. Там подготовка будущего рыцаря начиналась с семилетнего возраста, когда мальчика отдавали на воспитание крупному феодалу или другому рыцарю. . Но настоящее выделение юноши из коллектива, в котором он до тех пор воспитывался, происходило в момент проводов его ко двору князя или крупного боярина, занимавшего, например, пост воеводы, где молодому человеку предстояло стать воином-дружинником. Об этом обряде дают представление воинские песни-причитания и рекрутские песни, в основе которых, по мнению исследователей, лежит давняя “не дошедшая до нас воинская причеть”. 

Поздние по происхождению воинские песни вобрали в себя готовые клише древних воинских и генетически близких им похоронных причитаний. Из текстов таких песен мы видим, что молодых людей, которые шли в войско, провожали как покойников на тот свет: “Проводы рекрута носили в давние времена чисто погребальный характер”. Этнографические описания проводов на военную службу показывают, что новобранцев “оплакивали... как мертвецов или людей, заранее приговоренных к смерти”. Такой же характер носят и украинские казацкие прощальные причитания, истоки которых уходят в глубь веков. Вспомним в этой связи слова матери былинного Добрыни Никитича в момент отъезда его на свое первое (инициационное) испытание: 

 

“Ты не езди-тко на гору Сорочинскую.

Не топчи-тко там ты малыих змиенышов,

Не куплись-ко ты во матушке Пучай-реки;

Тая река свирепая,

... Из-за первоя же струйки как огонь сечет,

Из-за другой же струйки искра сыплется,

Из-за третьеей же струнки дым столбом валит,

Дым столбом валит да сам со пламенью”.

 

Поскольку обычаи проводов новобранцев в войско имеют давнюю традицию, они в той или иной мере дают представление о существовавших в древности ритуальных действиях, обрядово оформлявших отделение будущих воинов от общества, исключение их из него, ритуальную смерть инициантов...

 
ИНИЦИАЦИИ  ДРЕВНЕРУССКИХ ДРУЖИННИКОВ
(см. Балушок В.Г. Инициации древнерусских дружинников//Этнографическое обозрение, №1, 1995.)
ИНИЦИАЦИИ ДРЕВНЕРУССКИХ ДРУЖИННИКОВ (см. Балушок В.Г. Инициации древнерусских дружинников//Этнографическое обозрение, №1, 1995.)