Найти тему

Чудовища и волшебники

Роман Юрия Бурносова «Чудовищ нет» ставит под сомнение существование добрых волшебников и выписывает еще один аванс российской фантастике.

Юрия Бурносова сторонний наблюдатель знает лишь по изданной «Азбукой» трилогии «Числа и знаки». Однако люди знающие объяснят, что нынешняя книга для автора — тринадцатая. Все остальные он выпустил в соавторстве под псевдонимом Виктор Бурцев. И, если продукция Бурцева — более-менее традиционная фантастика со всеми ее плюсами и минусами, то к своему сольному творчеству брянский автор не в пример придирчивее.

Фабула «Чудовищ нет» традиционна до анекдотичности. В самом прямом смысле - среди писателей-фантастов с недавних пор бродит анекдот: «Два фантаста сталкиваются у издательства. Оба с рукописями. Один немедленно интересуется: «А у тебя в романе вампиры что делают?».

Так и в «Чудовищах» — среди людей скрываются некие могущественные индивидуумы, обладающие сверхъестественными способностями и питающиеся человечьей кровью. Извиняют автора лишь три обстоятельства. Во-первых, «Чудовища» были начаты задолго до «кровососного бума», они просто очень долго писались. Во-вторых, Бурносов предлагает весьма любопытный разворот темы. Как правило, подобная литература пишется от лица этих самых всесильных — из корыстных и льстивых побуждений. Ибо читатель, конечно же, проассоциирует себя правильно, и уж вряд ли пожелает отожествляться с каким-нибудь незадачливым дядей Верноном.

Наш же роман написан от лица магла. Не того, который в борьбе обретет право свое и всех победит, а магла настоящего. Который перед своими соперниками — червь и прах. У которого основная забота — не угодить под удар. И который однажды понимает, что даже добрые волшебники — все равно волшебники, а не люди. Нелюди. И начинаются неудобные вопросы вроде того, как относится к тому, кто клянется в вечной дружбе, но при этом несоизмеримо сильнее…

Вернее, маглов даже два — провинциальный старшеклассник образца 2003 года, на свою беду влезший в разборки представителей следующей ступени эволюции, и его прапрадедушка из 1880-го, имперский чиновник-правовед, отправленный в глубинку расследовать странное дело. Сегодняшняя растерянная провинция и XIX век, сочетающий неторопливость и буйство, молодых социалистов и старого кающегося Достоевского очень удачно оттеняют друг друга.

И здесь проявляется третье достоинство романа.. Обе линии — и провинциально-современная, и «позапрошловековая» стилизованы с невиданным для нашей фантастики качеством. Адекватность стопроцентная — если это XIX век, то без единого слова-неологизма, но непременно с теми деталями, в которых и прячется дьявол правдоподобия — вроде калетовских свечей и прочих шлих-цигелей. Если это российская провинция, то будьте уверены — не будет ни утрированного лубка, ни торговки семечками с лексиконом Муз-ТВ.

К сожалению, чем ближе к концу, тем торопливее книга, из текста начинают торчать концы оборванных линий, фигуры, с которыми автор не знает, что делать, беззастенчиво снимаются с доски. Финал, однако, неожиданно хорош — Бурносов показывает нос коллегам по цеху, где слащавые хэппи-энды де-факто обязательны.

Бурносов Ю. Чудовищ нет. СПб.: Азбука-классика, 2006

___________________

Подписывайтесь на мой канал "Читать книги", и спасибо, что дочитали.

Если вы любите читать, рискну предложить вам познакомиться с моей книгой "Куда идем мы" - https://author.today/reader/128812/1029703.

Это роман-римейк великого китайского романа "Путешествие на Запад".

-2

Это четверо отмороженных придурков, с боями пробивающиеся на запад, причем самый низкоуровневый едет верхом на пятом члене этой компании, вполне себе разумном.

Еще в этой книге есть драчливые демоны и похотливые демонессы, троллинг и булинг, юмор и дружеские подколки, серьезные косяки и принцип стоять друг за друга насмерть как руководство к действию.

Если вам понравится - я буду рад.