Глава 7.
Нить пятая.
Танюха была из домашних. То есть местная. У всех городских вся группа побывала в гостях за 6 лет обучения. У кого-то чаще, у кого-то реже. Танюха жила по неизвестному адресу, о родных она почти не рассказывала.
Широким шагом она шагала по жизни… сиротой. Мама умерла в раннем детстве. Отец вновь женился, и Танюхе досталась мачеха и брат по отцовской линии. Брат был младшим школьником. Все эти сведения просочились из ниоткуда. Сама Танюха упорно избегала этой темы.
Она была самой высокой девушкой в группе. Строение тела и резкость движений выдавала в ней спортсменку. Короткая мальчишеская стрижка. Небольшая голова. Очки в толстой роговой оправе. Черты лица тонкие.
Глаза все время будто настороже. Она видела всё и всех. Слышала всегда и всё. Она была «курица-наседка», «мать родная» для всей группы.
Она так хотела быть хорошей.
В субботу она собирала у всей группы белые медицинские шапочки, уносила их домой, стирала и накрахмаливала. В понедельник выдавала всем идеальные, белоснежные…
О чем думала она дома, стирая шапочку каждого из нас? Где развешивала 11 шапочек? А потом шипел утюг, и белоснежные шапочки принимали изумительную форму.
Работала вечерами Танюха на кафедре физкультуры. Она там была в своей атмосфере. Не поступив сразу после школы в институт, она устроилась лаборанткой на кафедру, где все сотрудники были спортсмены, и грубоватый стиль общения ей был понятен и близок.
Она хорошо владела навыками печати на пишущей машинке и часто печатала необходимые для кафедры материалы. Впрочем, на всех кафедрах лаборанты первому чему учились, так это быстро и грамотно печатать.
Перед каждым экзаменом группа благосклонно принимала распечатки всех экзаменационных вопросов. Танюха печатала их, оставаясь на кафедре допоздна. Перед этим она, стоя у стенда, вручную списывала эти вопросы, толкаясь с другими студентами.
Группу №12 никто не видел у этих стендов. Готовясь к экзаменам, все важно обводили кружком прочитанные (считай изученные) вопросы на листках, врученных Танюхой. Было удобно читать строчки, написанные не от руки, печатные буквы были только на стенде и у «подопечных» Танюхи. Все к этому быстро привыкли.
В библиотеку, чтобы получить учебники к новому семестру или циклу, очереди стояли со второго этажа старинного здания и до подвала. В очереди всегда стояла одна Танюха и потом бежала искать всю группу, когда оставалось человек 10 перед ней. Учебники были огромные. Тома с сотнями страниц, атласы анатомические с глянцевыми схемами. Этот день был тяжелым в полном смысле слова. В веревочных сетках (пакетов тогда не было) эти тома - штук 14 - тащили домой.
Хорошо, что каждый предмет был один раз в неделю и продолжались занятия по 4 часа. Поэтому больше двух предметов в день не было. Два-три толстых тома можно было еще как-то таскать, плюс вторая обувь, медицинская одежда и тетради. На старших курсах добавлялась сменная одежда (чаще всего идеально чистые джинсы).
У всех были разные сумки, портфели. Пухлые, невыносимо тяжелые. Во всех лекционных залах были только сиденья, писали на коленях, на портфелях. Откидные доски на расположенных впереди сиденьях, чаще всего были оторваны.
Только у Марии была небольшая сумочка из крокодиловой кожи с металлическими ручками полукругом. В ней она носила халат, шапочку, невесомые сабо и листы бумаги (тетради она не носила, листы подшивала дома в папки). И надувную замшевую подушечку в виде солнца.
Когда утром была лекция, содержание которой было совершенно нудное или лектор говорил тихо, многие склонив голову спали, спрятавшись за спины других. Группа №12 никогда не занимала первые ряды. Держались все вместе где-то в середине зала. Каждая группа занимала стабильно одни и те же места.
Мария тоже иногда жутко хотела спать… Работала она ночами в роддоме. И для сна у нее было то, что вызывало зависть всего курса. Диаметром 20 сантиметров подушка оранжевого цвета с лучиками вокруг похожими на маленькие треугольные флажки. Солнышко улыбалось глазами и ртом. Это был прообраз смайлика будущих лет. Мария укладывала голову на свое солнышко и дремала. После лекции «сдувалась» подушечка и укладывалась, плоская и незаметная, в сумочку.
Чем не интереснее был материал, который читали студентам, тем строже были проверки посещаемости. Проверки были самые разные. И методы обмана этих проверок передавались от старших курсов младшим и оттачивались постоянно новыми идеями.
За три пропуска лекций, студента вызывали к профессору кафедры, и нужно было именно ему устно рассказать их содержание.
Староста отмечала всех отсутствующих в журнале в перерыве между первой и второй частью лекции. Хорошо, если перед перерывом не было проверки, и она могла не отмечать того, кто не пришел на первый час.
Но если это случалось: начиналась перекличка по группам - номер группы, группа встает. Всех пересчитывают и записывают количество. Конечно, весь курс был готов помочь и выручить отсутствующих. Некоторые добирались из пригорода на электричках…Многие работали ночами и не успевали к первой лекции. Были молодые мамы, которые старались чаще быть с младенцами. Все были за всех!
Были и самые отчаянные. Которые и за свою группу встанут и ползком перебравшись чуть в сторону и по иному надев шапочку, вставали за кого-нибудь из другой группы. Иногда один человек вставал 3-4 раза.
Конечно были и более тотальные проверки, когда при выходе с лекции нужно было отдать листочек со своей фамилией, датой и номером группы.
Собирали эти бумажки лаборантки кафедры. В это время кто-нибудь из студентов отвлекал профессора вопросами, а остальные писали по 2-3 бумажки, склеивали их слюной и совали на выходе проверяющим, спасая товарищей.
Танюха всегда несла больше всех бумажек и количество «спасённых» ею было недостижимо велико.
Сама она посещала все лекции и записывала всю информацию. Ей важен был красный диплом. Она хотела вернуться после института на Дальний Восток, где она родилась и быть лучшей из лучших.
Через несколько лет она окажется на острове Сахалин, и там произойдет встреча, которая подтвердит, что она необыкновенная.
Продолжение следует...