Найти в Дзене

В плане песни я всё-таки советский человек

Возможно, за эти мои мысли мне и прилетит. Но всё-таки - выскажу. Заранее простите.

Смею про себя думать, что люблю Россию. Но - подавляющее большинство классических русских народных песен... я их... не очень. Прямо вот очень... не очень. Ещё с детства.

Здесь, я думаю, две причины. Первая - их прочная увязка с пьяным застольем. Чёткая последовательность: сначала пить, потом петь. Я ещё совсем мелким был, когда меня брали на подобные мероприятия. И они меня не радовали от слова совсем. Для чего всё-таки люди напиваются - для того, чтобы становиться ещё противнее? Для того, чтобы их ненавидели?

-2

"Все пьяные на улице поют одним и тем же голосом и, кажется, одну и ту же песню..." (Илья Ильф, из записных книжек)

Ладно, по первой причине всё.

Вторая причина моего отторжения ко многим народным песням заключается в их какой-то беспросветности, безысходности.
"По Дону гуляет", "Из-за острова на стрежень", "По диким степям Забайкалья", "На Муромской дорожке", "У церкви стояла карета", "Окрасился месяц багрянцем", "Раскинулось море широко", "Степь да степь кругом"... Причём, музыка-то во многих из них мажорная - может быть, это на подсознательном уровне попытка компенсировать упаднический, гнущий к земле текст?

Хотя, надо сказать, есть исключения. "Ой, то не вечер" и "Не для меня" почему-то не вызывают протеста, хотя вроде бы тоже... Пока это и для меня загадка.

Вообще, как по мне, тема упадка присутствует во многих дореволюционных песнях, как дворянских, так и крестьянских. У одних - от тяжести праздности, у других - от тяжести труда.

Выскажу крамольную мысль: очень возможно, что упадническая по сути своей культура Серебряного века тоже качнула чашу весов Российского государства в сторону падения - в феврале 1917-го.

Советская цивилизация породила новую культуру. В основе своей это была культура Труда, культура Победы, культура Счастья. Причём, всеобщего, коллективного.

-3

Советская песня была концептуальной. Очень программный посыл: "Нам песня строить и жить помогает!" Да, это было заказом государства - нужно было много строить и напрягаться - но, думается мне, был и в обществе запрос на такую культуру. Потому что если всё время только стон, пусть даже он и песней зовётся - так и жить совсем расхочется.

И опять-таки советская песня объединяла народ. Не было такой пропасти, как между, скажем,
"Утро туманное" и "Дубинушка". "Марш весёлых ребят", "Ходит песенка по кругу" и "Соловьиная роща" - это уже для всех.

Советская эпоха вывела русскую культуру - в частности, песенную, - на новую высоту. Сочинялись и звучали не только марши и гимны - были песни лирические, задушевные. Возник такой феномен, как советские русские народные песни.
"Два берега" Андрея Эшпая и Григория Поженяна. "Огней так много золотых" Кирилла Молчанова и Николая Доризо. "Уральская рябинушка" Евгения Родыгина и Михаила Пилипенко "Течёт река Волга" Марка Фрадкина и Льва Ошанина. "Весёлая кадриль" Виктора Темнова и Олега Левицкого. "Губы окаянные" Юлия Кима. "Русское поле" Яна Френкеля и Инны Гофф. Отдельно выделю творчество композиторов Григория Пономаренко, Евгения Птичкина, Владимира Захарова, создавших целые циклы глубоко народных произведений.

Григорий Пономаренко
Григорий Пономаренко

Евгений Птичкин
Евгений Птичкин
-6

Военные песни, песни Победы наполнили советскую песенную культуру особым, сакральным содержанием. Конечно, помогло развитие средств коммуникации, технический прогресс, благодаря которым песни сразу же становились достоянием широких масс.

-7

Советская песня в лучших своих образцах задала очень высокую планку. Соединили в себе традиции и новаторство, бодрость и душевность. Ах, для "Евровидения" не формат? Нет, это "Евровидение" для нас не формат и, надеюсь, нас там больше никогда не будет, и забудем Дану Интернэшнл и Кончиту Вурст как страшный сон.

Разумеется, советская песня 20-х и советская же песня конца 80-х - это две очень большие разницы. К концу 80-х про революцию, подвиги, борьбу и коммунизм практически уже не пели. Да и про Родину... как-то так... не вот чтобы. Но всё же была душа. Были мелодии и тексты, продолжали работать
Александра Пахмутова, Александр Морозов, Александр Зацепин, Марк Минков, Оскар Фельцман, Давид Тухманов, появлялись новые композиторские имена - Игорь Матвиенко, Игорь Матета. Олег Газманов, кстати говоря. И ещё в 90-е "Песню года" можно было смотреть и слушать, там ещё были мелодии, тексты и исполнители.

Игорь Матвиенко
Игорь Матвиенко
Игорь Матета
Игорь Матета
Олег Газманов в молодости
Олег Газманов в молодости

Вот.

К чему это я всё? К тому, что спасибо всем, кто советскую песню сохранил. Ей больше повезло, чем дореволюционной песне - в силу, как я уже сказал, технического прогресса. И ей больше повезло, чем песне современной в силу того, что советская песня - настоящая. И к ней тянутся люди - снова и снова. Даже дети, что удивительно. На одной из творческих встреч со школьниками шестиклассник спросил меня, люблю ли я советскую песню - и сам поделился своими симпатиями, рассказав о Магомаеве, Лещенко, Кобзоне, Толкуновой. Да, пока он единственный на моей памяти из современных детей, у кого я это видел и слышал, но наверняка их больше. Что бы нам ни предлагали яркого, зрелищного, цепляющего (современные технологии это умеют), душу-то не обманешь, она всё равно тянется к настоящему. Чтобы это давало силы - строить будущее.

А по поводу "культуры упадка", о которой я упомянул в начале статьи - всё-таки это культура, не однодневки. Это то, что можно не любить, но нужно знать. И считаться с этим как с частью нашей великой культуры, глубоко почитаемой мною - в целом. Как бы я ни относился к отдельным частям...

Уважаемые читатели, большое вам спасибо за подписки, лайки, хорошие комментарии и рекомендации канала другим пользователям. До новых встреч - уже скоро!