Найти в Дзене
Беседы об образовании

Простые 12 шагов

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Мне очень нравится высказывание: «Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – делай, делаешь – отвечай!». Приписывают его разным людям, но независимо от того, кто это сказал, высказывание очень правильное. В этой связи хочу заметить, что нашего министра и вообще чиновников от образования критикуют все (за дело, даже спорить не о чем), но при повальной критике практически не слышно предложений. Именно предложений, а не неких пожеланий, типа «вернем советское образование», «сделаем зарплату учителей о-го-го», «повысим до небес статус учителя» и так далее. Все это потрясание воздуха, пока не показаны четкие механизмы реализации этих предложений. Как в программировании - goto – оператор безусловного перехода – сделал то-то и то-то, получил вот это. За последние 30 лет не было ни одной работы, которая бы показала стройную концепцию развития образования в нашей стране.

Последнее время появились некоторые популяризаторы, которые, якобы, дают такую программу. Однако если внимательно посмотреть на то, что предлагается, то с удивлением обнаруживаешь, что это только лозунги без каких-либо конкретных, реально реализуемых предложений. Этим популяризаторам я посвящу в течение недели несколько статей с подробным разбором, почему они вредны и не приведут к появлению качественного образования. Но так как принцип "критикуешь – предлагай" очень важен, я решил сначала показать свои тезисы того, что необходимо сделать для возрождения отечественного образования. Назвал их «Простые 12 шагов». Конечно, таких шагов гораздо больше, и, безусловно, к каждому есть подробный механизм реализации – от того, кто может воплотить, до того, откуда брать на это деньги. Кому интересно развернуто, отошлю к моей книге. Публикую свои тезисы по одной простой причине - как я уже сказал, всю неделю буду писать про уже существующих персонажей, «ратующих» за изменение системы образования. И чтобы мне не говорили - а сам-то что? Пожалуйста. Критикуйте!

12 шагов:

1. Приостановить действие Приказа Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Приказа Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

2. В течение года пересмотреть показатели и распределение финансирования проекта Образование в соответствии с реальными потребностями системы школьного образования;

3. Внести изменения в Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» в разделе «Федеральный министр» добавить – «Федеральный министр – Министр просвещения Российской Федерации» с расшифровкой требований, предъявляемых к этой должности с добавлением «имеющим стаж педагогической работы на должности учитель не менее 5 лет», в Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части назначения на должности заместителей Министра просвещения, руководителей региональных и муниципальных органов управления образованием, директоров школ в части «обязаны иметь минимальный стаж работы на должности учитель не менее 5 лет»;

4. Внести изменения в Закон «Об образовании в Российской Федерации» в статью 51, дополнив ее следующим: «Директора школ назначаются Приказом Министра просвещения и должны иметь минимальный стаж работы учителем не менее 5 лет»;

5. Внести в должностные инструкции министра просвещения, его заместителей, руководителей региональных и муниципальных органов управления образованием и их заместителей, директоров школ и их заместителей обязательное преподавание предметов не менее чем на 1/3 ставки;

6. Внести соответствующие изменения в Закон «Об образовании в Российской Федерации» и другие нормативные акты изменения, направленные на подчинение региональных структур управления образованием непосредственно Министерству просвещения;

7. Внести изменения в Закон «Об образовании в Российской Федерации» статью 99 изложить в следующей редакции: «Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации И ВЫПЛАЧИВАТЬСЯ ЗА ОДНУ СТАВКУ 18 ЧАСОВ»;

8. Внести изменение в статью 325 ТК РФ в следующей редакции: «Педагогические работники организации, осуществляющей образовательную деятельность, не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеют право на длительный ОПЛАЧИВАЕМЫЙ отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования»;

9. Отменить ГИА в формате ОГЭ и ЕГЭ или перенести его сдачу на нейтральные (независимые) площадки – РЦОИ или ВУЗы;

10. Разрешить переводить учеников с неудовлетворительными оценками в следующий класс или возложить ответственность на родителей (законных представителей) по оплате обучения ученика, показавшего неудовлетворительные результаты и оставленного на второй год;

11. В течение года провести педагогическую экспертизу учебников, оставив 2 – для базового и углубленного уровней.

12. Ввести на педагогических специальностях Высших учебных заведений понятие «педагогические мастерские» и перенести работу этих мастерских непосредственно в школы. Внести в должностные инструкции преподавателей (доцентов, профессоров, заведующих кафедрами) педагогики и методики преподавания обязательным условием наличие минимального стажа работы учителем не менее 5 лет.

Конечно, можно добавлять еще пункты, их много, но все они должны быть системно увязаны с четким пониманием того, к чему приведет то или иное решение. Причем если внимательно посмотреть на предлагаемые решения, то они автоматически снимают массу вопросов, в том числе и о статусе учителя, и о качестве образования.

Безусловно, я еще буду более подробно писать по каждому пункту и буду добавлять другие, но, на мой взгляд, именно эти шаги позволят начать путь к возрождению отечественного образования.

Пока подумываю о том, чтобы создать петицию на каком-либо ресурсе в поддержку этих тезисов. Не буду возражать, если те, кто согласен с этими шагами, сделают репосты.

Ну и конечно, теперь, изложив свое видение необходимых шагов, я могу спокойно начать разбираться с теми, кто занимается дешевым популизмом и вообще отвлечением внимания от реальных проблем в образовании.

P.S. Пока искал картинку к статье, выяснил, что есть такая программа анонимных алкоголиков – «12 шагов к здоровью». Ну что ж, увеличим градус абсурдности!

#беседыобобразовании

#реформаобразования

#министерствопросвещения

#непедагогическаяпоэма

#проблемысовременнойшколы

#нагрузкаучителя