Найти тему
Воспитатели России

Гармония физического и психического здоровья. Рекомендации и ответы на вопросы родителей

Оглавление

Гармония физического и психического здоровья

Автор: Лукутина Анастасия Игоревна, клинический психолог, канд. мед. наук, преподаватель кафедры травматологии, ортопедии и медицины катастроф ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России
Автор: Лукутина Анастасия Игоревна, клинический психолог, канд. мед. наук, преподаватель кафедры травматологии, ортопедии и медицины катастроф ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России

Зачастую психологические аспекты поведения человека очень тесно связаны с особенностями его нейрофизиологии и общего соматического состояния. Например, очень сложно провести чёткую грань между раздражительностью, которая возникла по психологической причине, и повышенной возбудимостью нервной системы. Это действительно очень актуальная тема и для родителей, и для работников дошкольного образования. Ведь с каждым годом мы всё чаще наблюдаем у детей и неусидчивость, и вспышки агрессии. Повышенная утомляемость и раздражительность также могут быть следствием перенесённых ранее вирусных заболеваний.

Очень сложно воспитателю детского сада, не имеющего медицинского образования, объяснить родителям, что с их ребёнком что-то не так. Невероятно трудно найти контакт с теми родителями, которые на интуитивном уровне защищаются от любой критики своего ребенка. Да и сами родители зачастую страдают от множества тревожных и депрессивных состояний и остро нуждаются в помощи.

Ещё на этапе выбора родителями подходящих садиков для своих малышей у большинства из них возникает масса вопросов, на которые они ищут ответы в социальных сетях, интернете или других не совсем достоверных источниках, и это неправильно.

Во-первых, родителям доступны очень разные источники информации, с противоречивыми и не всегда научно обоснованными взглядами. Во-вторых, это незнакомый воспитателю материал, который он не знает и не может изучить. Ведь всё, что существует на просторах интернета, прочитать и просмотреть невозможно. А это значит, что разговор пойдет на разных языках.

Надо признать, что социальные сети стали основным источником информации, поэтому проконтролировать, куда будет направлено внимание родителей, становится невозможным. Чтобы впечатлить аудиторию, блогеры вызывают эмоциональную реакцию своих подписчиков, опровергая ранее известные подходы к воспитанию. Яркие лозунги, красиво преподнесённые, пусть и сомнительные, аргументы очень впечатляют молодых родителей.

Мы видим, что отношение к учреждению дошкольного образования формируется ещё задолго до того, как туда начинают водить ребенка. Негативные высказывания блогеров, настроенных зачастую категорично и предвзято, очень сильно настраивают определенную категорию родителей против системы дошкольного образования в целом, что препятствует впоследствии выстраиванию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и сотрудниками детского сада. А без доброжелательного отношения к друг другу невозможно наладить диалог.

Учитывая вышесказанное, очень важно иметь такой источник информации для родителей, который был бы легкодоступен через интернет, социальные сети, родительские групповые чаты, не требовал бы дорогостоящего оборудования и большого объёма памяти. Легко читался как на планшете, так и на смартфоне.

Полезно и для воспитателя иметь под рукой материал, который он сам хорошо знает и который считает благонадежным для использования в своей работе. Это позволяет быстро сориентироваться в вопросах родителей и понять, что они имеют в виду, ведь не всегда мы можем чётко сформулировать вопрос. Имея единый источник информации, очень легко понять, о чем идёт речь.

Отношение родителей к детскому дошкольному учреждению зависит не только от недостатка информации.

Ещё одним из факторов, влияющих на восприятие родителями системы дошкольного образования, являются их собственные негативно окрашенные воспоминания. Согласно данным, публикуемым учёными-нейрофизиологами, наша долговременная память хранится в нейронах всю жизнь. Таким образом, та информация, которая имела в жизненном опыте большое значение и попала в долговременную память, хранится мозгом до конца нашей жизни. Даже когда человек в пожилом возрасте теряет память, последнее, что он забывает – это воспоминания юности и детства. Думаю, что у всех нас был опыт общения с пожилыми родственниками, где мы могли поразиться и точности, и детализации воспроизведения событий далёкого прошлого.

Если в далёком прошлом родители будущих воспитанников пережили психотравмирующую ситуацию в стенах дошкольного учреждения, то на этапе подготовки собственного ребёнка к детскому саду они могут отметить у себя череду всплывающих воспоминаний.

Сами разговоры о детском саде, подача документов, сбор информации о дошкольных учреждениях района – это достаточный стимул для активации всех нейронов, хранящих информацию по данной тематике.

Чем больше было негативных воспоминаний у родителей, тем сильней они переживают и волнуются о благополучии и комфорте своего малыша. Опасение, что собственный ребёнок столкнётся с подобными трудностями, вызывает и усиление тревожности, и чрезмерную требовательность к воспитателям.

Иногда у родителей встречается весьма расплывчатое, не связанное с чем-то конкретным, мнение, что ребёнку непременно будет плохо, стоит его оставить вместе с воспитателем на несколько часов. Зачастую мамы и папы не осознают своих переживаний и не могут толком объяснить, почему ребёнку в детском саду должно быть некомфортно. Объективных причин для этого нет. Тем не менее, они старательно затягивают момент подачи документов, прохождение медицинского осмотра, сбора справок. Эмоциональное состояние их меняется, тревожность усиливается.

У ребенка тесный контакт с родителями и он чувствует перемены в психоэмоциональной сфере, ориентируюсь на мимику, интонацию голоса, общий фон настроения. Конечно, если мама сильно волнуется и переживает, то это не может остаться незамеченным.

Если родители воспринимают окружающую среду как угрожающую или опасную, то и дети относятся к ней точно так же. Это может привести к существенным проблемам адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Надо отметить, что данные аспекты актуальны далеко не для всех семей, а только тех, где первый ребёнок только собирается посещать детский сад. Родители, которые хорошо знают воспитателя и приводят к нему второго или третьего ребенка, уверены в комфорте своего малыша и доверяют воспитателю полностью.

В новой рубрике на дзене «Воспитатели России» мы дадим ответы на популярные вопросы родителей детей дошкольного возраста, которые мы подготовили совместно со специалистами в области дошкольного образования и психологии.