Найти тему
2,7K подписчиков

Когда отдача бьет больно или шоколадка из девяностых

554 прочитали
 -Тётенька, вы не дали мне сдачу... Честное слово. Я дала вам сто рублей и взяла шоколадку. А она десять стоит. А девяносто вы мне не дали... Правда.. Меня мамка ругать будет.

-Тётенька, вы не дали мне сдачу... Честное слово. Я дала вам сто рублей и взяла шоколадку. А она десять стоит. А девяносто вы мне не дали... Правда.. Меня мамка ругать будет. - хныкала девочка подросток под ларьком с провизией...

... На дворе стояли лихие девяностые. Жить было не просто тяжело, жить было невыносимо тяжело.

Я, молодая девчонка, с ребёнком на руках, без мужика, по великому блату устроилась работать в ларёк посменно.

Торговля тогда была везде и чем угодно. На рынках, вдоль дороги, на площадях. И эта стихийная продажа всевозможных товаров - от туалетной бумаги до гвоздей более чем характеризовала то время. Маргарин "Рама", который мы бережно мазали на хлеб) Растворимый "Зуко", от которого красился язык и болел желудок. Шоколадки "Виспа". Кстати, они и сейчас есть, если хорошо поискать...

Итак, ларёк. Металлический сарай с окнами и ставнями, закрывать и открывать которые была мука. Наверняка эти сараи сохранились где-нибудь в странах бывшего СССР. А может они еще есть в глубинке нашей необъятной родины. Окна стеклянные, они служат витриной, где нагромождение конфет, сигарет и всевозможного товара.

Но это только днем и вечером. Ночью, в районе часа, ставни закрывались наглухо, а бедная продавщица сидела внутри, как мышка. Книжка и удобства в виде железного ведра - вот и весь комфорт.

Ночью наступали времена анархии. Ларьки ходили "бить" конкуренты. Вернее не конкуренты, а нанятые ими громилы. Которые эту работу исполняли с рвением. Они ходили с битами, ломами и колотили стекла несчастным, не успевшим их вовремя закрыть. А утром хозяева подсчитывали убытки и делали выводы, стоит ли вести дальше бизнес. На это, собственно, и было рассчитано.

Вот в таком волшебном месте я работала. А заработок за двадцать четыре часа сидения в железном ящике оставлял желать лучшего. Так, лишь бы с голоду ноги не протянула. Но спасибо и за это, как говорится.

Отстояв сутки, утром нужно было пересчитать весь товар и сдать его сменщице. И это было страшнее всего. После напряженных часов работы и недосыпа голова варила слабо, мысль была одна - домой...

А тут вечер, темень. Девочка с денежкой и шоколадка. Соблазн у меня видимо был велик. Еще девчонка- растрепа шоколадку хвать и бежать. Без сдачи. А домой пришла и поняла, что денег нет и назад в ларек .

-Тетенька, честно. Я не обманываю никогда. Я не брала сдачу. Вы мне ее не дали. - безнадежно шептал голос под окошком. Но я стояла на своем. Сдачу давала. А где она, не мои проблемы. Ничего не видела и ничего не знаю...

Вспоминая это постыдный случай, я стараюсь понять себя, ту. Что меня заставило совершить этот поступок. Отчаяние, безденежье, жажда легких денег? Да и деньги там были такие. Так, слезы. Честно? У меня нет ответа на этот вопрос. Но мне стыдно до сих пор. Я ведь в жизни чужого не брала. Никогда... А тут такое.

Я вспоминаю глаза этой девочки, ее жалобный, тихий голос и во мне просто все переворачивается. Как я могла так поступить с ней? Зачем...

Но после произошло то, что я называю бумерангом. Он ли это был, родимый, или просто совпадение. Но череда последующих событий заставила меня очень пожелать о том, что я сделала...

...Через три дня буквально у меня разбили ларек, Вдребезги. Да так, что стекла разлетелись во все стороны и попали мне на руки. Отделалась правда небольшими порезами, но испугалась до смерти. Еще через несколько дней в мою смену открылась большая недостача, которую я выплачивала наверное месяц... Откуда она взялась, неизвестно. А еще через два месяца хозяина ларька убили и естественно моя работа навсегда в этом месте закончилась.

...Вот такие вот дела. С тех пор прошло уже не мало лет.. Но я усвоила этот урок навсегда. Не бери чужого, чтобы это ни было. Иначе потеряешь больше. Да, мой муж иногда говорит, что человеческой справедливости нет на этой земле. Может и нет. Человеческой. Но какая-то есть. А вот какая, нам это неведомо и не дано понять. Но бумеранг точно существует. И если прилетит, то мало не покажется...

**********************************************************

С уважением. Ваша Ксения)

* Обращаю ваше внимание, что деньги в этом рассказе, то есть суммы, очень условны. К сожалению не помню тех цен. Поэтому возможно напутала)