Урок: изобразительное искусство
Тема: рисование круга по шаблону. Деление круга на части
Цель: формирование умения последовательно выполнять рисунок.
Задачи:
- развивать анализирующее восприятие, умение «читать» образец, учить правильно раскрашивать элементы рисунка (по косой, сверху вниз, слева направо);
- развивать пространственно-аналитическую деятельность учащихся, формировать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине;
- воспитывать эмоциональную адекватность; бережное, аккуратное отношение к вещам, своим работам.
Ход урока
I. Организационный момент. (Эмоциональный настрой.)
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, за парты сели.
- Посмотрите на свои парты и расскажите об уроке, который сейчас начинается? Чему вы будете учиться?
II. Основная часть урока. (Слайд 1)
1. Дидактическая игра «Матрешка». (Слайд 2)
- В начале урока – игра. Вы сейчас обо всем догадаетесь сами. Слушайте:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. Что это такое?
- Правильно! Это матрешка. Поднимите руки, кто видел матрешку? Из какого материала она сделана? Ее так и называют точеная игрушка. Фигурку куклы вытачивают из дерева.
(Показ внутренней части игрушки.)
Вывод:Аккуратное обращение с матрешкой сохранит защитный слой лака, яркие краски – кропотливую работу мастера. Он долго, мазок
- Можете сказать, какие цвета использовал художник для росписи куклы?
- Какие слова вы хотели бы сказать автору этой матрешки?
- Волшебная сила искусства превратила кусочек дерева в прекрасную игрушку.
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут —
Всех матрешками зовут!
2. Постановка темы урока. Упражнения на пространственную ориентировку на плоскости листа бумаги.
- Положите альбомы горизонтально. Проведите ладонями по боковым сторонам. Указательным пальцем правой руки проведите по верхнему краю листа, а средним пальчиком левой руки – по нижнему краю.
- А сейчас игра «Самый внимательный ученик».
- Возьмите синий карандаш и положите его в верхнем правом углу листа. Красный карандаш положите в левом нижнем углу.
- В середине, в центре листа, расположите желтый карандаш. Зеленый карандаш занимает верхний левый угол.
- Какой угол остался свободным? (Нижний правый угол листа)
- Вы старались и выполнили задания игры. Молодцы!
- Все это мы будем использовать для работы на уроке? Уберите предметы на свои места. Повторите по памяти, что нам потребуется для работы?
- Сейчас я раздам вам геометрические фигуры. Кто скажет, как она называется? (Круг диаметром 8 см из картона).
- Где, рассматривая матрешку, мы видели круг?
- Проведите пальцами по краю фигуры. Вы правильно назвали геометрическую фигуру – это круг.
- Тема урока сегодня – рисование круга. Шаблон поможет нам нарисовать красивые и ровные круги. С помощью чего можно раскрасить круги, вспомните? (Цветные карандаши и акварельные краски)
Физкультминутка.
3. Последовательное выполнение рисунка. Указания к выполнению работы.
- На листах для рисования расставлены точки. Расскажите, где они расположены и чем выполнены.
(Четыре точки синим карандашом в левой части листа, четыре – красным карандашом в правой части листа)
- Расположите круг внутри отметок с левой стороны листа. Если все сделали правильно, края круга совпадут с точками на листе. Выполните то же самое на правой стороне листа.
- Нарисуем круги по шаблону. Во время работы не забывайте, что лист должен лежать ровно, без наклона, а на простой карандаш сильно нажимать не надо. Выполняйте эти правила и получатся красивые круги.
- Сколько кругов у вас получилось? Что скажете об их размере? (Два одинаковых, равных по размеру круга.)
- Разделим круг слева на четыре равные части. Вам помогут синие точки. Соедините их простым карандашом: верхнюю и нижнюю точки, а затем правую и левую.
Анализ образца.
- Рассмотрите образец рисунка. Вы не ошиблись с выбором цвета? Каким карандашом наносим длинные прямые линии в верхней левой части круга? Движения будем выполнять по косой справа налево?
- Расскажите о том, как будете наносить штриховку на другие части круга?
(Работа выполняется по показу учителя.)
- Прежде чем продолжить работу, немного отдохнем.
Физминутка «ЛАДОШКА» (игровой массаж)
(1) Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
(2) Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(3) Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать
(4) Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(5) Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
Рекомендации по выполнению движений
1 - медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке
2 - дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки
3 - указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.
4 - потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак
5 - осторожно переступать пальцами обеих рук
4. Построение квадрата внутри круга.
- Я соединю четыре точки по краям круга прямыми линиями. Какая фигура появилась внутри круга? Вы хотите построить ее сами.
(Индивидуальная помощь учителя.)
- Перечислите и покажите все геометрические фигуры. (Круг, квадрат, ромб, треугольники)
- Сделать нашу работу красивой помогут цветные карандаши, акварельные краски. Выбирайте только яркие цвета, постарайтесь, чтобы они не повторялись. Наполните определенным цветом каждый отдельный элемент. Если будет трудно – я помогу.
III. Заключительная часть. (Рефлексия.)
- Посмотрите на выставку работ нашего класса. Какие красивые рисунки получились?
- Чему вы научились сегодня? О чем узнали впервые?
- На уроках мы с вами узнаем еще много интересного об искусстве.
- Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока. Кому понравился урок, у кого хорошее настроение, кто доволен своей работой?
- А кто считает, что у него что-то не получилось, или просто плохое настроение.
- Спасибо за урок! Убираем рабочие места.