Найти тему
Сальвадор вдали

Зачем Врубель добавлял керосин в масляные краски

Каждый, кто видел в Третьяковской галерее панно «Принцесса Грёза» Врубеля, наверняка был поражен размером полотна. Его длина 14 метров, а высота 7,5 метров!

Михаил Врубель создал это произведение специально для Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде (1896 г). Панно по сюжету одноименной романтической пьесы Ростана должно было украсить художественный павильон.

Кроме этого панно, Врубель создал еще одно - на былинный сюжет «Микула Селянинович». Однако работы художника раскритиковали за малохудожественность. Члены Императорской академии художеств рекомендовали открыть выставку без масштабных холстов Врубеля.

Михаил Врубель: «Принцесса Грёза»
Михаил Врубель: «Принцесса Грёза»

Меценат Савва Мамонтов был не согласен с такой оценкой. Он создал отдельный павильон, где нашел место и «Принцессе Грёзе» и «Микуле Селяниновичу». Публика толпами шла смотреть на скандальные работы, но приняла их недоброжелательно.

После выставки панно попали к Савве Мамонтову. Позже он передал «Принцессу Грёзу» в театр Оперетты, оттуда она отправилась в Большой театр, где про нее забыли и нашли лишь в 1956 году. Холст отдали в Государственную Третьяковскую галерею. И еще спустя 50 лет полотно наконец-то было выставлено на всеобщее обозрение. Раньше показать посетителям такой огромный холст не было физической возможности.

Интересна не только судьба этого панно, но и состав красок, которыми оно было написано. Поскольку работа изначально предполагалась очень масштабной, Врубель решил добавить в краски керосин. Благодаря этому масло потеряло свой блеск, поверхность получилась матовой и перестала бликовать. Панно стало похожим на старинную фреску, и его без проблем можно было рассмотреть целиком на любом расстоянии.

Спасибо за ваши лайки и подписку!