Две минуты перед началом короткой программы. Камила Валиева делает шаг на лёд, приветствует зрителей и раскатывается, чтобы сбросить напряжение. Стартовая позиция. Камеры сфокусированы на ее ярких глазах, фигуристка слегка взволнованно и сосредоточенно дышит.
Зал задерживает дыхание в ожидании первых жестов.
Программы фигуристки сравнивали с искусством еще за 4 года до Олимпиады в Пекине. В 12 лет Камила впервые на большой публике представила программу «Девочка на шаре». По мотивам той самой картины Пабло Пикассо.
По сюжету, нарисованный образ девочки попадает в реальный мир. Она вдохновляется им и хочет остаться. Ее захлестывает быстротечность нашей жизни – Камила показывает это быстрыми вращениями в такт музыки. Но все неожиданно обрывается: она вновь замирает на картине с напряженным выражением на лице. Как будто героиня – неземное существо, с любопытством исследующее землю.
В этой постановке она героиня той самой картины. Как и в подлиннике: синие колготы, темный купальник, изящные руки. Весь мир удивлялся стройным и как будто бесконечным ногам фигуристки.
Камила так тонко чувствует музыку и настроение программы, что, кажется, Пикассо вдохновлялся именно ей во время работы над картиной. Глубина катания восхитила даже его внучку Диану.
В Камиле Валиевой сочетается все. Когда она скользит по дуге, ее свободная нога не просто параллельна льду, а буквально взмывает вверх. Восхитительная сила и растяжка. За годы тренировок она наработала безупречную технику движений: даже в волнительные моменты хрупкая девочка уверенно стоит на ребрах лезвий и старательно доделывает каждую петлю. По телевизору внимание зрителей из раза в раз акцентируют на пролете в ее прыжках. Камила уникально исполняет их: она преодолевает в воздухе несколько метров, одновременно вращаясь вокруг своей оси с двумя руками наверху.
Программа “Девочка на шаре” пропитана почерком тренера Этери Тутберидзе. Кажется, ни один фигурист в мире не пробовал на льду интерпретировать картину мировой известности. И это любимая программа Этери Георгиевны. Представляю, сколько души она вложила в каждый шаг и жест в программе.
Восхищения болельщиков и экспертов несут удивительную энергетику. Поэтому…
Спустя 4 года под лезвиями коньков повзрослевшей Камилы Валиевой уже олимпийский лед Пекина. Меняется фигуристка, «углубляется» смысл ее программ и посыл. Было решено поставить новую короткую программу под «In memoriam» современного композитора Кирилла Рихтера.
Весь мир предвкушает ее выступление. 15-летняя фигуристка в лаконичном сиреневом платье и с плавными черными стрелками на глазах. В программе заявлен сложнейший аксель в 3,5 оборота, а во взгляде Камилы все та же благородная скромность и уверенность в своих силах, что и в детстве.
Ее уникальность сохранилась и в технике движений, и в завораживающей атмосфере во время проката. В зрительском зале не слышно ни шороха, лишь нежное скольжение лезвий по льду. Периодически раздаются всхлипывания, ведь каждый видит в сюжете отражение собственной жизни. Яркости добавляют громкие аплодисменты, когда после вылета в многооборотный прыжок конек Камилы впервые касается льда. Без единой помарки и неточности.
Тренерский штаб Тутберидзе всегда пытался донести до спортсменок, что соревновательная программа должна быть целостной историей со смыслом. Здесь особый символ – бабочка, которую очень любит, но мысленно отпускает девочка. Камила посвятила программу покойной бабушке, ушедшей в 2019 году.
Мне не удается смотреть тот олимпийский прокат без слез. В жизни каждого были события, которые как никогда удачно ложатся под настроение «In memoriam».
Хочется опустить глаза в пол и окунуться в порой печальные, но теплые и искренние моменты. Ками дарит искусство, которое напоминает о вечном, о дорогом, о знакомых каждому человеку ощущениях.
За три с половиной минуты фигуристка с теми самыми плавными стрелками на глазах нежно, но очень точно дотронулась до сердца зрителя. Теперь ее легкая сиреневая юбка развивается в завораживающем фирменном вращении, Камила делает пару шагов и женственно прогибается назад.
Под последнюю ноту "In memoriam" застывает до следующего выступления ее авторское произведение искусства.