Вы когда-нибудь слышали о чернокожих военнослужащих российской царской армии? Если не считать знаменитого «арапа Петра Великого», Абрама Петровича Ганнибала? Вряд ли. А они, как ни странно, были.
Например, во время Первой Мировой в российской авиации служил и получил два "Георгия" Пля Марсель(Пла), подданный Французской империи.
Откуда он взялся?
В начале века некая купеческая семья пригласила французскую гувернантку для детей, этническую полинезийку. Та приехала с сыном-подростком.
Юноша, вроде даже, пытался работать в цирке, но его не привлекла карьера, основанная на эксплуатации собственной экзотической внешности. А вот бурно развивающаяся техника – привлекла! Марсель нашел свое призвание в работе вагонном заводе. Собирал автомобили, стал отличным механиком, получил удостоверение водителя. Женился на прекрасной русской девушке, завел ребенка.
Те же и Сикорский
Самолет «Илья Муромец» (один из первых пассажирских летательных аппаратов) строился на том же самом заводе. Разработал эту махину великий конструктор Сикорский, еще будучи студентом Политеха.
Когда на горизонте замаячила Мировая война, на основе пассажирских гигантов разработали первые тяжелые бомбардировщики, управляемые экипажем из 4-х человек. Их успели построить несколько десятков штук, последние потом принимали участие даже в Гражданской.
Француз-доброволец
Россия и Франция воевали в союзе. Марсель, будучи военнообязанным, решил не возвращаться в Париж, а поступил рядовым добровольцем в российскую армию. Год служил шофером, дослужился до унтер-офицера и был переведен в эскадру воздушных кораблей, мотористом.
Послужной список Марселя Пля включает три боевых вылета и два георгиевских креста по их итогам. Получил он их с перерывом в две недели. Вот, что написано в наградном листе.
Гибкий вал счетчика боевой машины разрезал водяной шланг, соединявший водяную помпу с трубкой. Вода хлестала и могла полностью залить водой мотор – а это верная смерть всего экипажа. Марсель на протяжении более часа держал отверстие обеими руками и позволил машине безопасно приземлиться
Приказ 12-й армии от 11 апреля 1916 г.
Со вторым связана не менее выдающаяся история. При бомбардировке железнодорожной станции Даудзевас, самолет попал под зенитный огонь, командир был ранен, Пля вылез на плоскость крыла, чтобы починить поврежденные моторы. Самолет сильно трясло, он падал, и находящиеся в кабине уже подумали, что моторист упал с плоскости, но:
Вдруг люк открылся и оттуда с грохотом упал к нам Марсель. Мы буквально остолбенели, и кто-то спросил: «Ты разве не полетел к земле самостоятельно?» Все облегченно рассмеялись. Оказалось, наш умный француз сообразил привязаться ремнем к стойке и действительно некоторое время болтался в воздухе, пока мы падали. Потом он восхищался прочностью самолета!
Г.Катышев "Крылья Сикорского", 1992 г.
Один полет Марсель совершил в качестве стрелка. После этого он посоветовал Сикорскому сделать сиденье стрелка складным, чтобы не мешало. Сикорский действительно внес изменения в дальнейшие конструкции.
Звезда журнала Огонек»
Статья о Марселе Пля, георгиевском кавалере, появилась осенью 1916 г.
«Черные глаза сверкают, на черном лице арапский нос, фуражка на голове и солдатские сапоги на ногах – все русское. Марсель отлично владеет русским языком, охотно рассказывает, щеголяя забористыми словечками. Марсель – сын дивных тихоокеанских островов, в его крови – солнце и музыка океанских приливов»
Журнал "Огонек" №43 23 октября 1916 г.
О «всенародной славе» говорить не приходится, широкие массы журналов не читали по неграмотности. Но в кругу своих сослуживцев он безусловно прославился!
Война закончилась, началась революция…
С началом социальных потрясений в России Марсель Пля уехал в Париж. Без семьи – что случилось с его женой и ребенком, непонятно. О его дальнейшей жизни неизвестно ничего, кроме даты смерти: 19.08.51.
Интересно, вспоминал ли он свою героическую молодость, гордился ли Георгиевским крестами, полученными за службу в зарождающейся российской военной авиации?