Найти тему
Бард-Дзен

То ли не было, то ли было... Юбилей Раисы НУР

Хотел, честно говоря, написать заранее, но как-то не сложилось. И сейчас вот ДР уже идет, а я лихорадочно подбираю слова, чтобы рассказать вам о своем странноватом отношении к этому прекрасному автору. А оно, действительно странноватое – с одной стороны, я никогда не был большим поклонником творчества Раисы НУР, хотя познакомились мы давно, в те благословенные времена, когда и фамилия-то у нее звучала целиком, еще не превратившись в сокращенный сценический псевдоним, с другой, ее песни как-то сами по себе время от времени заглядывают в мою жизнь на огонек. Не назойливо, не шумно, но очень тепло и по-доброму. А сегодня вот – юбилей.

Знаете, когда я время о времени берусь за юбилейные тексты, я все же день-другой кручу их в голове заранее. Буквально через пару-тройку дней выйдет большой текст об Александре Суханове, например, вот там я хорошенько подумал, подобрал песни тщательно, постарался максимально точно рассказать о своем к нему отношении, и о том, как именно его творчество сопровождает меня едва не всю сознательную жизнь. А этот текст – сплошная импровизация. Я даже не знаю, какие именно песни Раисы здесь прозвучат.

Впрочем, соврал. Уж про одну-то песню я знаю точно. Про первую, с которой стоит начать. Это – фирменная и знаковая песня Раисы Нур, без которой разговора о ее творчестве даже и представить невозможно.

В прошлом году, перед началом студенческого фестиваля авторской песни РАВНОДЕНСТВИЕ я написал несколько статей о сломе бардовских эпох, в результате которого очень многие поклонники нашей песни буквально потерялись в этой культуре, и в результате, как бы эмигрировали из нее навсегда. Это и понятно – органичных процессов изменения песни в 80-е они не заметили, а когда в 90-е попробовали вернуться, любимую песню они попросту не узнали. Очень жаль, что в момент возвращения они не столкнулись с песнями именно Раисы. Думается, в те времена как раз ее песни могли бы наглядно показать, что ни эстетика авторской песни, ни сам ее дух никуда не делись, несмотря на то, что само звучание неминуемо изменилось.

Особенно, если бы столкнулись именно с детскими ее песнями той поры. Мне-то кажется, что умение писать детские песни, которые в результате еще и для взрослых становятся любимыми – это огромный талант. Ну вспомните популярнейшие в 70-е циклы песен Сергея Никитина на тихи Юнны Мориц, Ежик, несколько Пони, Собака, которая бывает кусачей, хотя сама в этом нисколько не виновата, парящих в небе Лошадей. Потрясающие песни. Шедевры нашей песенной культуры, которые и по сей день помнят наизусть даже те, кто вдруг осознал себя лишним в бардовской среде. Так вот, Раиса Нур – очень последовательный продолжатель именно той великой песенной традиции.

А еще, знаете, что меня всегда подкупало в ее творчестве? Отличный баланс юмора и лирики. Иной раз и не поймешь, не то ироничную песню ты слышишь, не то глубокую лирику. В зависимости от обстановки можно воспринимать и так и этак. Я сейчас поиграю для вас одну из самых нежных песен Раисы. И это – действительно высокая лирика. Но перед этим расскажу маленькую историю об одном памятном исполнении этой песни, которое по сей день воспринимаю как одну из самых смешных ситуация в жизни. До слез тогда нахохотались.

Дело было в Челябинске, куда мы приехали с Виталием Старжинским на регион Петербургского Аккорда. Был в свое время такой очень уважаемый фестиваль. Я тогда был членом жюри, а Виталий участвовал в конкурсе. Правда, это только для посторонних может выглядеть как-то статусно – типа у члена жюри и статус повыше. На самом деле, этого даже и близко не было. В конкурсе тогда заявлялись наши близкие друзья, с которыми десятки фестивалей за спиной у одного костра, в соседних палатках и т.д. Да и в жюри собрались такие же люди. О каких тут статусах можно говорить! И жили мы тоже все вместе на станции юных туристов в весьма полевых условиях. И вот в один из вечеров, устроив почти настоящий пивной Паб в буфете СЮТУРа завелись песни петь – дело обычное. Необычным оказалось отношение к этому челябинцев и екатеринбуржцев. В какой-то момент здоровенные брутальные мужики запели именно эту песню Раисы. А надо сказать, что тогда это был супер-пупер хит на всех фестивалях. Но на фестивалях-то все же это пели девушки, а тут Костя Просеков, Валера Чудиновских, еще кто-то из подобных персонажей, уже не помню, кто именно с отличным аккомпанементом в три гитары, с замечательным басово-баритоновым трехголосьем влупили «Ночью вьюжило и кружило». И, что характерно, ни улыбочки, ни даже намека на нее! Мы со Старжинским сползли под столы, разлили пиво, вытирая слезы от хохота. А они так и допели до конца ни разу не проколовшись, и все время поднимая градус лиричности. На смертном одре не забуду, ей Богу! Это было очень смешно.

Впрочем, сама песня действительно удивительно нежная, красивая и лиричная. Но не удивлюсь, если Раиса, исполняя ее, тоже в глубине души вспоминает и такое вот ее исполнение. А она об этом точно знает, в те времена она как раз из этой компании-то и была. И легкая улыбка за нежностью и лирикой все равно угадывается.

Но и на самом деле очень веселые и юморные песни ей тоже давались всегда довольно легко. Когда на бардовских полянах возник Виктор Третьяков и Тюбик зазвучал из каждого утюга, именно Раиса сняла эту волну тюбикомании, написав на нее пародию. Точнее, даже не пародию, а вторую серию, рассказывающую эту же историю от лица мужчины. Кстати, эта придумка оказалась настолько популярной, что дальше ее продолжения посыпались как зерно из худого мешка. Я слышал даже историю от лица самого тюбика. А уж реальных пародий, а не ролевых ремейков и вовсе не счесть – столько понаписано. Однако, первой была Раиса, и ей, как первооткрывателю супертемы отдельная честь и отдельные аплодисменты.

Пару слов хочется сказать и самом творческом методе автора Раисы Нур. Ну, просто, чтобы хэштэг #критика с любовью традиционный и любимый на этом канале возник бы и здесь тоже. Вы не найдете у Раисы каких-то великих и сакральных тем, каких-то поэтических озарений или откровений. При этом, если вам повезет попасть на ее сольник, вы с удивлением обнаружите в финале, что ожидаемое духовное очищение, и даже катарсис неминуемо случаться. И это – тоже великая бардовская поэтическая традиция. Очень простые, казалось бы, даже житейские и бытовые темы в совокупности создают самобытный и очень мудрый поэтический мир. А ведь важно еще и то, что ее включенность в общий культурный контекст вызывает восхищение. Какие-то случайные, казалось бы, отсылки к великим песням и стихам, к эстетике коллег, включая и классиков, придают выступления Раисы едва не академичность, поднимают ее выступление на такую высоту, которая ставить ее вровень с самыми большими мастерами нашей песни. Но это нужно слушать и слышать, смотреть и видеть.

Скажем, еще одна из известных ее песен с этакой, знаете, намеренно заниженной темой и намеренно завышенной формой для меня, например, звучит прямым продолжением творчества Александра Вертинского. Это ведь, положа руку на сердце, именно его песенный язык. И чем выше и даже пафоснее музыкальное решение, скажем в гениальном танго «Магнолия», тем забавнее и на удивление жизненнее выглядит весь тамошний экзотический антураж, и все надуманные и фантастические страдания лирической героини. Примерно это же самое ведь делает в своем танго и Раиса.

Я очень надеюсь, что к этому моменту вы уже успели не просто оценить, но и хотя бы чуть-чуть полюбить песни Раисы Нур. Очень надеюсь, ибо никакая статья не может быть бесконечной, и эту тоже пора заканчивать. И в финале я хочу показать вам песню, которая уже и сама по себе, если не к великим относится, то уж точно к большим. Здесь тоже есть определенная игра, фирменный подход Раисы к разработке поэтического образа, с намеренным сбрасыванием пафоса, намеренным приземлением и даже обытовлением персонажей, но Господи, как это тонко и по-настоящему талантливо сделано! Целая история двух людей и одной великой страны в небольшой песне. Великая история о вечной любви потрясающе интересных персонажей, которых мололо-мололо, да не пепремололо в жерновах нашей не простой истории. И это все уже не выбросишь из головы и из сердца, столкнувшись с этим хотя бы раз. Ну и, конечно, авторский взгляд на всю эту историю – это взгляд очень большого художника. А я, собственно, о чем! Я именно об этом – Раиса Нур, чье творчество, казалось бы, совершенно житейское, ироничное и бытовое, совершенно иное. Это творчество большого автора с большой буквы. И давайте пожелаем Раисе на ее юбилей всех земных благ, на которые хватит нам с вами фантазии, и особенно благ не земных – творческих, вдохновенных, запредельно высоких. Она знает как этим распорядиться и что нам с вами показать в ответ при случае.