Найти тему
некоторая комедия

Late Night. Как появились вечерние шоу

Раньше все, что знал о лейтнайтах, сводилось к тому, что Крэйг Фергюсон очень смешной, а его преемник в The Late Late Show Джеймс Корден делает Carpool Karaoke и болеет за «Вест Хэм». Сейчас знаю побольше благодаря на документальному сериалу The Story of Late Night, который в прошлом году выходил на CNN. Интереснее всего были первые два эпизода (из шести) – про то, как все это появилось и развивалось. Остальное уже как будто слишком для поклонников. Немного расскажу, да.

Когда телевидение только начиналось, программа передач шла до полдвенадцатого, потом появлялся развевающийся американский флаг и настроечная таблица. Телевещатели думали, что можно сделать, чтобы заполнить это позднее время в эфире и продавать там рекламу. До этого прайм-таймовые шоу целиком покупал один рекламодатель. Тогда появилась идея продавать кусками всем желающим. Первыми этот ход опробовали в NBC на шоу Today. Когда деньги пошли, они сделали ночную версию – Tonight Show. Хотя это был не первый лейтнайт. За несколько лет до этого актриса Фэй Эмерсон вела свое шоу (1949-51) на CBS и немного на NBC, где чуть позднее выходил Broadway Open House (1950-51).

Первым ведущим Tonight Show стал Стив Аллен. Раньше он работал на радио и был известен своими экспериментами в прямом эфире. Примерно тем же он занимался и на Tonight Show. Требования тогда были невысокие – придумать то, что интереснее настроечной таблицы. У Аллена никогда не было сценария, только примерный план, поэтому в основе его программы была непредсказуемость, спонтанность, импровизация. Многие идеи Аллена в будущем использовались и развивались ведущими следующих поколений.

Когда Стив Аллен захотел собственное шоу в прайм-тайм (и получил его), NBC пришлось искать нового ведущего. Не сразу, но им стал Джек Паар, не самый заметный человек в шоу-бизнесе. Он работал на радио, во время второй мировой выступал на военных базах, снимался в проходных фильмах, вел разные шоу на ТВ. Если Аллен больше развлекал людей, то Паар в первую очередь был личностью. Он много говорил сам и с гостями, не стеснялся рассказывать о каких-то откровенных вещах вроде первого бюстгальтера дочери, и всегда оставался принципиальным – как-то раз руководство не позволило ему рассказать шутку про туалет, и он ушел из студии посреди эфира. Именно Джек Паар первым стал делать монолог в начале каждого выпуска, при нем же появился привычный сегодня интерьер – стол ведущего, диваны и кружки с кофеином.

К 1962-му Паар подустал. На смену ему пришел Джонни Карсон, который до этого уже бывал приглашенным ведущим в Tonight Show (когда Паар был в отпуске), а в основном вел разные развлекательные передачи на CBS и ABC. Как иногда бывает с новыми ведущими, зрители сначала его не приняли, но после выпуска с Эдом Эймсом он стал тем самым Карсоном, которого полюбила страна.

-2

Джонни Карсон был первым, кто посвящал вступительный монолог текущим событиям. Однако он никогда не высказывал и не продвигал свое личное мнение о ситуации в стране и мире. В то же время стали появляться новые лейтнайты. Самым заметным из всех было The Dick Cavett Show, «последнее шоу без сценария», которое на ABC вел Дик Каветт, «первый интеллектуал на ТВ». К нему приходили не самые очевидные гости на примере Сальвадора Дали, он освещал Уотергейтский скандал прямо из зала заседаний сената, где рассматривалось дело, а позднее оказалось, что его имя много раз всплывало на плёнках с записями разговоров президента Никсона в Белом доме.

Один из самых важных для комедии моментов случился в 1972 году, когда Джонни Карсон со своим шоу переехал из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Как сказала Элейн Буслер: «В начале 1970-х, если ты не был у Карсона, у тебя не было карьеры в комедии». Комики и раньше выступали на лейтнайтах, но теперь это вышло на новый уровень. Крэйг Теннис, ответственный за появление новых талантов на Tonight Show, ходил по комедийным клубам Лос-Анджелеса, смотрел выступления, а потом советовал Карсону, кого позвать. Это спровоцировало целую миграцию комиков в ЛА.