Древнегреческий философ Платон (428 по 348 г. г. до н. э) оставил после себя 22 диалога и несколько писем.
Особую ценность в плане размышления о посмертной участи души представляет его диалог «Федон». По форме он представляет собой рассказ некоего Федона о последних днях жизни философа Сократа, который по приговору афинского демоса принял яд.
Перед смертью Сократ разговорился со своими учениками. Содержание их разговора и есть содержание диалога "Федон". Естественно, какие из этих реплик принадлежали самому Сократу, а какие домыслены за него Платоном, - трудно сказать. Есть даже версия, что Сократ и вовсе - вымысел Платона.
Диалог "Федон" - захватывающее, местами даже остросюжетное произведение, полное драматизма и юмора, порой весьма чёрного. Например, ученик Сократа Критон обращается к нему, проявляя, так сказать, заботу:
— Прислужник, который даст тебе яду, уже много раз просил предупредить тебя, чтобы ты разговаривал как можно меньше: оживленный разговор, дескать, горячит, а всего, что горячит, следует избегать — оно мешает действию яда. Кто этого правила не соблюдает, тому иной раз приходится пить отраву дважды и даже трижды.
А Сократ ему:
—Да пусть его! Лишь бы только делал свое дело, — пусть даст мне яду два или даже три раза, если понадобится.
Нормальные такие рекомендации?
И дальше Сократ пускается в рассуждения о том, как плоть ограничивает познавательные возможности разума. Человек не может полностью полагаться ни на зрение, ни на слух, ни на осязание. И поэтому никакие чувства, считает Сократ (а вслед за ним и Платон) не нужны "в спутники рассудку".
Плюс ко всему тело постоянно чего-то требует - внимания, удовлетворения потребностей, а то ещё и болеет. Одним словом, всё время дёргает и отвлекает душу от её неземных забот. И единственный шанс для души обрести подлинную полноту бытия - это дать возможность ей избавиться "от безрассудства тела".
То есть получается, что душа, по Платону, - это чистая мысль, которая отсекла все земные потребности, чувства и ощущения, избавившись от зависимость от них. Но как это представить? Чем она будет ТАМ орудовать? Абстрактными числами?
На эту тему есть (немного отвлекусь) стихотворение Александра Кушнера:
Без этой краски, приливающей
К лицу, без судороги подкожной
Кому нужна душа, без тающей
Улыбки нежной, осторожной?
Мысль, только мысль? Но мысль — и та еще,
Как знать, представится ль возможной?
Ей, мысли, нужно раздражение,
Телесный нужен отголосок,
Она мертва без отношения,
Без жил, прожилок и железок.
Ей тоже важно наваждение
Сосновых смол и свежих досок.
Это стихотворение как бы возражает Сократу в основном вопросе: что такое голая мысль сама по себе, мысль, отделённая от чувств, от восприятия, от зрения и слуха, наконец? От восторга познания? От интуиции -"верно/неверно"?
Уж если сохранять что-то ТАМ, на твёрдых дисках информационного поля, то - всё вместе, всю личность, всю память.
В этом же диалоге Платон приводит 4 доказательства бессмертия души (как он её понимает). Но о них мы поговорим в следующей статье.
__________________
Если Вам понравилась публикация, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
__________________
Если с вами лично или с вашими знакомыми происходили паранормальные явления, поделитесь, пожалуйста, прямо в комментарии. Я собираю материал для книги о доказательствах бессмертия души. Опубликую со ссылкой на Вас или анонимно, как хотите.
________________
Другие статьи по теме:
________________
Подпишитесь на мои каналы (если интересуетесь этими темами):
___________
#бессмертие души #древнегреческая философия #философия #душа #жизнь после смерти