Совсем недавно на Балтийской косе рядом с Братской могилой появился памятный камень со скромной табличкой: "Воинам Авиаторам от жителей Балтийской косы и Калининградской области". Этот скромный памятный знак стал связующим звеном между прошлым и настоящим. Теперь несколько раз в году рядом с ним ветераны знаменитой 49 ОПЛАЭ выстраиваются в парадной форме, поднимают знамя, возлагают цветы в память о всех погибших авиаторах в этих местах, и вспоминают годы своей службы на косе.
Своё название 49-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья дальнего действия (ОПЛАЭ ДД) получила 1 октября 1971 года. Но история её началась задолго до этого.
До 1960 годов на авиабазе "Нойтиф" базировалось несколько авиационных частей. Во-первых, здесь располагался 246-й гвардейский истребительный авиационный полк, находящийся в составе 24-ой истребительной авиадивизии (24 ИАД). И на земле и в небе косы можно было увидеть красавцы истребители МиГ-15 и МиГ-17 .
Во-вторых, с 1953 года 17-я отдельная дальне-разведовательная авиационная эскадрилья начала здесь освоение многоцелевых летающих лодок Бе-6. По своим летно-техническим данным и мореходным качествам Бе-6 значительно превосходил находящуюся на вооружении авиации ВМС американскую лодку "Каталину". Гидросамолет мог эксплуатироваться при ветровой волне высотой 1,5 м и ветре до 20 м/с. Экипажи Бе-6 занимались оперативной разведкой, поиском мин.
Летом 1953 года эскадрилья принимала участие крупной спасательной операции потерпевшего крушения транспорта "Академик Карпинский", а в июле-августе 1956 года она была привлечена для поиска экипажа самолета Ил-28Р, потерпевшего катастрофу в Балтийском море. Но главная задача Бе-6 - поиск подводных лодок противника на дальних расстояниях.
Когда в октябре 1960-х годов 24-я ИАД попала под хрущевское сокращение вооруженных сил и была расформирована, то многие летчики МиГ-17 прошли переподготовку и снова вернулись на родной аэродром "Нойтиф" в качестве летчиков многоцелевых летающих лодок Бе-6. Среди них был и ныне полковник в отставке Юрий Васильевич Татарников, на глазах которого происходили почти все перемены в авиации Балтийской косы.
17 апреля 1961 года эскадрилья была переименована и стала называться 17-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья дальнего действия (ОПЛАЭ ДД). Именно в это время произошло переименование авиабазы и название "Нойтиф" было заменено в документах на аэродром "Коса". Так же были очищены и углубленны «ковш» и фарватер гидрогавани на косе.
Почти два десятилетия базировались на Балтийской косе и выполняли поставленные задачи летающие лодки Бе-6. Но шли года и росли требования к технике. Пришло время Бе-12 – самолёта-амфибии «Чайка».
В 1970 году 17-я ОПЛАЭ ДД начала подготовку к перевооружению на противолодочные самолёты-амфибии Бе-12, которые могли совершать посадку и взлетать не только с водной акватории (как Бе-6), но и наземных аэродромов. Это были самолеты абсолютно новые по своим техническим характеристикам и конструктивным особенностям. Они были построены по схеме "высокоплана"с крылом типа «чайка» - давшему такое красивое название самолету..
Для прохождения переобучение лётно-технический состав был отправлен в г. Николаев. 20 октября 1970 г. на аэродром «Коса» прибыл первый самолет Бе-12.
В течении всего периода служба на косе была очень разнообразной. Были ученья, тренировки, отработка совместных действий в различных ситуациях и так далее. При этом вовсю использовалась надежная немецкая инфраструктура. После распада союза интенсивность тренировок и учений резко снизилась. А 14 июня 1995 года Главный штаб ВМФ выпустил директиву № 730/1/0446 о перебазировании 49-й ОПЛАЭ с аэродрома «Коса» на аэродром «Храброво», Калининградской области. В 1998 году 316-й авиаполк, в который вошла 49-ая ОПЛАЭ, был переформирован в 398-ю транспортную эскадрилью.
САМОЛЕТНАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАЦИЯ НА БАЛТИЙСКОМ ФЛОТЕ ПЕРЕСТАЛА СУЩЕСТВОВАТЬ.
Красавицы "Чайки" - самолеты-амфибии были порезаны на металлолом.
Но с одним самолетом случилось чудо, какое бывает только в сказках. Его документы были утеряны, а без этого уничтожение техники не возможно.
Долгие годы простоял он запыленный, но не забытый летчиками. И все эти долгие годы Музей Мирового океана и его директор Сивкова Светлана Геннадьевна вели сложную работу по сохранению самолета и передачи его музею.
И сегодня каждый житель и гость Калининградской области может увидеть чудо самолет-амфибию, легендарную "Чайку" Балтийской косы в Музее Мирового океана!
Дорогие друзья! Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забывайте ставить лайки и подписываться на наш канал!
Источник: архив семьи Г. Алимова, Валерий Цветков, «Балтийская коса»,
#старыйлюнет #проектвоенныетайны39 #балтийскаякоса #балтийск #фондпрезидентскихгрантов #pgrants #калининградская область #балтийское море #история #вов #аэродром #нойтиф #фришенерунг #люфтваффе #заброшка #бе-6 #бе-12 #летающаялодка #ммо #музеймировогоокеана