Всем доброго дня! Сегодня я хотел бы с вами поговорить об одном из самых популярных в России авторов. Эрих Мария Ремарк сегодня, как, впрочем и в советские время, выходит на полки магазинов гигантскими тиражами и даже АСТ, известное своей любовью напечатать из всего Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", а из всего Ги Де Мопассана "Жизнь" с "Пышкой", издает Ремарка огромными собраниями сочинений.
С чем это связано? Почему Ремарк стал настолько популярен? Откуда взялась такая повальная любовь к данному автору среди людей довольно плохо разбирающихся в литературе, и откуда появился такой ярый скептицизм среди людей профессионально занимающихся литературой? Почему?.... Как?.... Куда?....
Действительно сегодня Ремарк имеет статус чисто подросткового писателя, а люди, читающие Томаса Манна или Альберта Камю относятся к данному автору с долей пренебрежения. Действительно среди подростков Эрих Мария Ремарк имеет бешеную популярность (Не нужно мне писать про то, что сегодня молодежь вообще не читает. Я лично знаю огромное количество ребят, зачитывающихся Кафкой, Чеховым и тем же Ремарком). И все это действительно имеет довольно веские обоснования, однако эти обоснования базируются на довольно неплодородной почве.
Это почва заключается в том, что идеи Ремарка - просты, как дважды два. Его слог и стиль не отличаются литературной изысканностью, фабула его романов банальна. Это все смешивается и дает коктейль легкочитаемого и легкодоступного писателя для масс, который изредка бросает пафосные, но довольно глупые цитаты. И все это было бы абсолютно верно, если бы Ремарк не написал того, что он написал, а его жизнь происходила бы не в двадцатом веке, а в двадцать первом....
Эрих Мария Ремарк - это не интеллектуальный писатель. С этим абсолютно глупо спорить, ведь его не просто не тяжело читать, его тяжело не понять - он говорит настолько прямо и четко о своих позициях, что не увидеть их может разве что слепой.
Однако при этом я могу абсолютно легко заявить о том, что Ремарк является гением литературы. Да-да! Зрители моего канала знают, что я этим словом не разбрасываюсь и что для меня во всей русской литературе существует только четыре гения.
Эрих Мария Ремарк - это автор, действовавший по принципу "Все гениальное - просто". Он задавал очень простые вопросы и давал на них очень простые ответы, однако в итоге именно он одним из первых распознал все страшные духовные болезни человека двадцатого века, именно он смог доказать, что человек - высшая ценность, именно он осмелился подняться во весь рост и заявить, что человек долен продолжать жить в любом случае, в любой ситуации, при любых обстоятельствах.
Выдающиеся философы и мыслители не смогли увидеть зарождающиеся зло, которое обрело свою форму в 1933 году. Яркий пример - один из лучших авторов российского Серебряного Века - Дмитрий Мережковский.
А Ремарк уже в 1939 году дописал "Возлюби ближнего своего", где тяжелым катком проехался по Гитлеровской Германии. Даже Андре Жид некоторое время сомневался в теории бурой заразы, Ремарк же с самого появления НСДАПа был его ярым противником.
То есть он, сказав страшно простую фразу - "Война пожирает людей" смог скомпрометировать всю нацистскую идеологию. Смог понять и доказать десяткам миллионов людей ужасающие последствия, к которым в итоге привела эта зараза.
Ремарк - это автор, рубивший литературу топором. Однако в двадцатом веке, в годы угнетения эмигрантов, в годы падения гуманизма, в годы, когда весь проект под названием "Человек" стоял под вопросом, именно такой автор и был нужен.
Эрих Мария Ремарк всегда ошибался в вопросах, требующих ювелирной точности и меткости писательского зрения, однако он практически не брался за такие темы, поэтому девяносто процентов его наблюдений верны.
Ремарк - это автор, который приведет вас в мир серьезной литературы, однако останавливаться на нем нельзя. Он слишком поверхностен в огромном количестве своих наблюдений, он очень груб во многих своих высказываниях, однако фундамент и не должен обладать изяществом и красотой. Он не должен содержать лепнин и узоров, он не должен радовать взгляд. Он стоит глубоко в земле, где его материал не должны сожрать черви, он держит на себе деревянные бревна, которые не должен сломать ветер.
Ремарк - это то, с чего начинают. Ремарк - это то, что сломается в самую последнюю очередь.
Господи, как это глупо и пафосно, но черт подери - это именно так!