Как влияет основная заповедь журналиста на содержание педагогической функции детской журналистики.
Немного слов о журналистике
Журналистика:
1) Это не только часть социальной системы в целом, но и особый социальный институт общества, в который входят редакции газет и журналов, книжных издательств, телерадиокомпаний. Их работа (подготовка и передача в массовую аудиторию периодики, программ радио и телевидения) обеспечивается инфраструктурой журналистики: технической, информационной, организационно− управленческой; к инфраструктуре относятся также учебные и научные центры.
2) Это необходимая для функционирования такого социального института система видов деятельности: прежде всего сбор и обработка актуальной социальной информации и ее распространение.
3) Это совокупность профессий, потребных для такой деятельности: от редактора до корректора, от телережиссера до видеоинженера и т.д.
4) Это система произведений, создаваемых журналистами;
5) Это комплекс каналов передачи массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет. Когда говорят о журналистике, часто оперируют такими понятиями, как: СМИ (средства массовой информации), СМК (средства массовых коммуникаций), печать, пресса (или только электронная пресса), масс−медиа. (В.В. Ворошилов)
6) Это сфера деятельности, одной из задач которой является создание рукописных или напечатанных текстов для публикации в газетах, журналах (электронных, бумажных), статьях, книгах, плакатах и прочих СМИ. (Автор.)
Функции журналистики
В. В. Ворошилов считает, что уже в семидесятые годы началось расширение круга функций СМИ. Он выделяет следующие группы:
− информационная, просветительская, воспитательная, регулятивная, гедонистическая:
− политико-воспитательная, пропагандистская, управленческая, организаторская;
− интегративная, регулятивная, воспитательная, перераспределения духовных ценностей, социализации, ориентационная, идентификации, тонизирующая;
− распространение знаний о действительности, информирование, интеграция общества и его саморегуляция; формирование общественного мнения; идейно-воспитательная функция; реализация социальной активности членов общества; функция распространения культуры; функция развлечения;
− прогностическая функция;
− эвристическая функция;
− заступительная функция.
Также выделились отельные группы функций журналистики и общей информационной деятельности:
Первая группа — функции социальной ориентации. Они предопределяют и создают социальные идеалы, стремления, мотивы, пути и способы достижения определенных целей. Это формирование общественного мнения, настроения, активная пропаганда здорового образа жизни.
Вторая группа — непосредственно-организаторские функции, требующие от журналистики делового анализа деятельности различных социальных групп, слоев общества. Эта группа функций тесно связана с формированием общественного настроения определенной направленности. Каждое общественное движение, политическая партия привлекает к себе единомышленников при помощи печатного издания, распространяет свои идеи, комплектует и укрепляет свои ряды при помощи газеты, своего органа, который публикует программу и положения этой политической партии.
Третья группа — культурно-рекреативные функции, выполнение которых предполагает распространение в массах широкого спектра знаний, интерпретацию произведений литературы, искусства, а также информации, предназначенной для культурного проведения досуга, иногда называемой «развлекательной».
Из вышесказанного, сделаем вывод: У журналистики существуют много различных функций, и каждая из них играет свою определенную роль для людей и общества в целом.
Как влияет основная заповедь журналиста «Журналист обязан писать правду и только правду» на содержание педагогической функции детской журналистики?
В прошлом разделе, мы рассматривали определение журналистики, и какие функции она выполняет, а сейчас ответим на основной вопрос.
На наш взгляд, согласно данной заповеди, которая может влиять на содержание педагогической функции детской журналистики, как отрицательно так и положительно, мы выбираем второе. Так как, если журналист ─ педагог будет нести ложную информацию в тексте, то это может повлиять на будущее обучение, воспитание детей, даст значительные изменения содержания педагогической функции журналистики. Наша задача ─ не только научить детей грамотно писать и оформлять тексты, но и составлять журналы, сборники, рисовать к ним иллюстрации, что способствует развитию координационных способностей, воображения: как он представляет свой собственный образ, каково его одеяние, где располагается, в какой позе находится, какое имеет настроение(веселое или грустное), а также развитию внимания, памяти и так далее.
Поэтому, очень важно проверять информацию, изложенную в тексте, на какие источники автор ссылался, чтобы не создавать лишних препятствий, тем более, если это связано с педагогической наукой.
Методика играет значительную роль в изложении правдивой информации, говорит о соответствующих методах и приемах обучения и воспитания детей. Возьмем один из распространенных словесных методов обучения ─ рассказ; конечно, учитель, прежде чем начинать рассказывать новую тему, тщательно просмотрит все собранные к ней материалы, составит конспект будущего урока. Но, если определенный момент будет упущен, то все остальное пойдет не по плану. В некоторых источниках содержится ложная информация по теме, например, в биографии А. С. Пушкина говорится: «Пушкин писал сказки конкретно для детей для проверки собственных методов обучения и приобщения детей к чтению». Однако Пушкин никогда не преподавал в школе и писал сказки не для детей, а просто сочинял их, записывал собственные мысли, у него не было цели разработать собственную методику преподавания. Он не подозревал, что впоследствии все его стихи, произведения станут классическими и войдут в школьные учебники. Педагог может рассказать неверно о писателе, а дети, опираясь на слова учителя, расскажут другим его биографию с той же самой ошибкой.
Одна из педагогических функций детской журналистики ─ воспитательная. Она несет все следующие виды воспитания:
a) Умственное воспитание;
b) Эстетическое воспитание;
c) Нравственное воспитание;
d) Экологическое воспитание.
Первый вид предполагает формирование познавательных интересов, представление общей духовной картины мира учащихся, их собственные духовные взгляды.
Второй предполагает процесс формирования эстетического сознания личности и соответствующих форм деятельности, то есть, понимание и оценку красоты определенных предметов и вещей. Поскольку детская журналистика представляет собой исключительно творческий процесс, то эстетическая сторона здесь играет особую роль, как упоминалось нами выше, создание учеником своих образов, на основе знаний разных цветов, музыки и других видов искусств, уважение к красоте героев своих товарищей.
Третий представляет собой одну из форм нравственности в обществе.
Четвёртый предполагает формирование глубокого понимания и отношения людей к природе, взаимосвязь животных с природой, их развитие, влияние окружающей среды на здоровье людей и животных.
Список использованной литературы:
1. Арапова П.И. Лекции по курсу «Методика обучения и воспитания младших школьников».
2. Ворошилов В.В. Журналистика: учебник / В.В. Ворошилов. — 7_е изд., стер. — М.: КНОРУС,2010. — 496 с. Стр. 8.
3. Нургожина Ш. И. Основы журналистики. Теоретические аспекты функционирования современной журналистики Казахстана: учебное пособие. - Изд. 2-е, дополн. - Алматы: Казак университет!, 2012.-140 с. Стр.61−65..