Найти тему

Вокруг Кафедралки. Тайны эпитафий готического собора 14 века на острове Канта в Калининграде

Оглавление

Да, друзья, не удивляйтесь ) Многие калининградцы называют это прекрасное готическое сооружение по-домашнему: Кафедралка. Потому что - наш, кенигсбергский и калининградский, родной. Сегодня не будем сильно углубляться в дела давно минувших дней. Наша цель - исследовать эпитафии на внутренних и внешних стенах собора, по возможности представить, какие люди нашли упокоение у стен собора. Но для начала все-таки - небольшой экскурс в историю.

Чуть истории

В 1255 г. на месте разрушенного прусского города Твангсте был основан замок Кенигсберг. Поселение рядом получило городские права в 1286-м - с названием Альтштадт. Рядом сложились еще два отдельных поселения, отделенных друг от друга крепостными стенами, - Лебенихт и Кнайпхоф. Они получили городские права позже Альтштадта - соответственно, в 1300 и 1327 гг. И только в 1724 г. Альтштадт, Кнайпхоф и Лебенихт, а также окрестные поселки, предместья, посады были объединены в город Кенигсберг.

В галерее ниже - три изображения собора 1920-1940 гг.

Историю собора пересказывать не буду, сделала хронологический список самых важных дат и событий:

  • 13 сентября 1333 - 18-й великий магистр Тевтонского ордена дает разрешение на достройку на Кнайпхофе собора, но исключительно как культового сооружения, а не собора-крепости (как планировалось изначально)
  • 1380 - формальное окончание строительства
  • 1380-1400 - роспись нефов фресками
  • 1523 - собор перестал быть католическим, прошла первая протестантская служба на немецком языке
  • 1553 - строительство двух башен, примыкающих к западному фасаду
  • 1558 - первое захоронение в профессорской усыпальнице собора, где хоронили профессоров расположенного рядом Кенигсбергского университета
Трехнефный зал собора, вид на главный алтарь. Довоенное фото. Источник изображения: bildarchiv-ostpreussen.de
Трехнефный зал собора, вид на главный алтарь. Довоенное фото. Источник изображения: bildarchiv-ostpreussen.de
  • 1640 - на башне установлены часы с боем
  • 1650 - в южной башне разместилась Валленродтская библиотека
  • 1695 - в соборе установлен орган
  • 28 февраля 1804 - в профессорской усыпальнице похоронен философ Иммануил Кант
  • 1833 - первая реставрация собора
  • 1880 - возведение неоготической часовни над могилой И. Канта
  • 1888 - старый орган заменили новым
  • 1901-1907 - вторая реставрация собора
  • 1924 - строительство мемориального захоронения И. Канта
  • август 1944 - пожар во время английской бомбардировки Кенигсберга, остались только стены
  • апрель 1945 - штурм Кенигсберга советскими войсками
  • 1960 - руинам присвоен статус памятника культуры РСФСР
Руины собора. Начало 1990-х. Источник изображения: kaliningrad365.ru
Руины собора. Начало 1990-х. Источник изображения: kaliningrad365.ru
  • 1992 - начало восстановления
  • 1995 - на башню вернулись колокола и часы
  • 2005 - окончания работ по восстановлению
  • 10 января 2008 - открытие Большого органа
Кафедральный собор на острове Канта в Калининграде. Февраль 2022 г. Фото автора
Кафедральный собор на острове Канта в Калининграде. Февраль 2022 г. Фото автора

Без реликвий

Восстановленный Кафедральный собор - один из символов нового Калининграда, почитающего историю довоенного Кенигсберга. В этом величественном готическом здании живет дух старого города.

К сожалению, артефактов и реликвий внутри собора не осталось. Одни были эвакуированы в 1944 г. и доехали до Германии. Говорят, где-то в Центральной Германии "осело" надгробие 18-го великого магистра Тевтонского ордена Лютера Брауншвейгского (1275-1335), которого считают основателем собора: именно он подписал в сентябре 1333 г. разрешение на строительство.

Надгробие Лютера Брауншвейгского в Кенигсбергском Кафедральном соборе. Фото 1920-40 гг. Источник изображения: lingvoforum.net
Надгробие Лютера Брауншвейгского в Кенигсбергском Кафедральном соборе. Фото 1920-40 гг. Источник изображения: lingvoforum.net
Лютер был погребен внутри, в однонефном зале (заалтарном пространстве). Это захоронение считается первым в Кафедральном соборе. Следом здесь нашли последний приют более 100 представителей прусской знати, в том числе 5 великих магистров Тевтонского ордена.

То, что не подлежало эвакуации физически, было повреждено пожарами войны, подверглось послевоенному разграблению. Уникальные книги из Валленродтской библиотеки, в т.ч. тома в исполненных ювелирами переплетах из драгоценных металлов, рассеялись по миру, несколько есть в библиотеке БФУ им. Канта.

Валленродтская библиотека в Кенигсбергском соборе. Довоенное фото. Источник изображения: bildarchiv-ostpreussen.de
Валленродтская библиотека в Кенигсбергском соборе. Довоенное фото. Источник изображения: bildarchiv-ostpreussen.de
Какие-то реликвии в процессе вывоза "осели" в Западной Пруссии (ныне территория Польши). Например, в Алленштайне (ныне Ольштын) оказались живописные эпитафии, книги из Валленродтской библиотеки, а также портрет Мартина Лютера работы Лукаса Кранаха.

Ни при СССР, ни в постсоветское время археологических раскопок под собором и вообще на острове Канта (бывшем Кнайпхофе) не велось. Говорят, когда рыли котлован под туалет рядом с собором (у северной стены), наткнулись на что-то вроде склепа с поставленными друг на друга гробами. Приехали столичные эксперты, зафиксировали - и велели закопать. Вполне вероятно, это и есть склеп прусской знати, куда можно было попасть по подземному ходу из однонефного зала собора. То есть - хоронили не под самим собором (чтобы не вмешиваться в фундамент), а немного в стороне. И так же вероятно, что останки в сохране, только доступа к ним нет.

Реплики заалтарного пространства

Но что-то ведь осталось? Да, осталось то, что было невозможно "отодрать" от стен, - эпитафии. Конечно, не все. Они размещались на стенах однонефного зала (заалтарного пространства) - внешних и внутренних. На фото ниже - вид на заалтарное пространство от алтаря.

Вид на заалтарное пространство от алтаря. Довоенное фото. Источник изображения: bildarchiv-ostpreussen.de
Вид на заалтарное пространство от алтаря. Довоенное фото. Источник изображения: bildarchiv-ostpreussen.de

Прямо ко курсу на заднем плане, на внутренней восточной стене - эпитафия герцогу Альбрехту Бранденбург-Ансбахскому Гогенцоллерну (1490-1568). Его называют последним великим магистром Тевтонского ордена: он отвернулся от ордена, принял протестантство, секуляризовал Пруссию.

Эпитафия герцогу Альбрехту Бранденбург-Ансбахскому Гогенцоллерну (прямо), эпитафия Елизавете Бранденбург-Кюстринской (слева). Источник изображения: bildarchiv-ostpreussen.de
Эпитафия герцогу Альбрехту Бранденбург-Ансбахскому Гогенцоллерну (прямо), эпитафия Елизавете Бранденбург-Кюстринской (слева). Источник изображения: bildarchiv-ostpreussen.de

Здесь же, внутри находились эпитафии двум женам Альбрехта Доротее и Анне Марии, князьям Радзивиллам (Богуславу и Анне Марии), великому магистру Лютеру Брауншвейгскому, Елизавете Бранденбург-Кюстринской (супруге маркграфа Бранденбург-Ансбаха и регента Пруссии Георга Фридриха I), верховному маршалу и обербургграфу Вольфгангу фон Вернсдорфу и его супруге Эстер, епископу Кубалу и др.

Так в советское время выглядели разграбленные эпитафии князей Радзивиллов (по центру) и Анны Марии Брауншвейгской (справа). Источник изображения: regnum.ru
Так в советское время выглядели разграбленные эпитафии князей Радзивиллов (по центру) и Анны Марии Брауншвейгской (справа). Источник изображения: regnum.ru

В нулевых усилиями реставраторов из Германии и Польши были восстановлены эпитафии герцогу Альбрехту и его женам, а также князьям Радзивиллам. Если будете в Калининграде и соберетесь посетить Кафедральный собор, обязательно возьмите экскурсию в заалтарное пространство - не пожалеете. В галерее ниже - 3 фото: эпитафии герцога Альбрехта и двух его жен.

Так после восстановления выглядит эпитафия князьям Радзивиллам (в галерее - 2 фото):

Оригиналы на внешних стенах

Но нас, как обычно, интересует прежде всего антиквариат. Выйдем из собора и посмотрим на оригинальные посмертные посвящения 15-17 веков на внешних стенах.

Эпитафия Иоханну фон Кройтцену, канцлеру Пруссии, и его жене Еуфемии, урожденной Дамерау (1575) - в галерее три фото:

Эпитафия Урсуле цу Пудлиц, супруге ландфогта Ведиго Реймара Ганса цу Пудлиц (1612) - в галерее два фото:

Ниже барельефное изображение еле угадывается (пришлось добавить контраста пр обработке фото). Песчаник, из которого изготавливали эпитафии, разрушается климатом и временем. Но эта - моя любимая. Эпитафия Альбрехту, барону цу Кителиц, регенту и ландгофмейстеру (1604) - в галерее два фото:

Это посвящение относится к "профессорской усыпальнице". Эпитафия Андреасу Фабрициусу, доктору юриспруденции университета, советнику и вице-канцлеру маркграфа Браденбурга и управителя Пруссии (1602). Как я понимаю, этот человек был советником Георга Фридриха I, назначенного опекуном над умалишенным сыном герцога Альбрехта - Альбрехтом Фридрихом. В галерее - два фото:

И напоследок - пара очень старых оригинальных эпитафий без аннотаций, а также детали в приближении (в галерее - 8 моих фото 2017 г., ранее опубликованных в Фейсбуке):

Хотите спросить, почему дворянские приставки к фамилия не фон (fon), а цу (zu)? Как-нибудь расскажу )

Впечатлились? Какие мысли навеяла статья? Комментируйте, делитесь с друзьями, подписывайтесь на канал - будем вместе смотреть квартиры, дома, общественные здания, улицы, кварталы и города в бывшей Восточной Пруссии, нынешней Калининградской обл.

#калининград #калининградская область #кенигсберг #архитектура #путешествие

Читайте также: