АвтоВАЗ
В 60-е годы XX века потребность в легковых автомобилях в СССР в 3 раза превышала их годовую норму выпуска. На правительственном уровне приняли решение о строительстве нового завода, которым мог бы выпускать до 500.000 легковых автомобилей в год. Для ускорения процесса власти прибегли к привлечению иностранных специалистов.
После переговоров с Германией (Volkswagen), Францией (Renault) и Италией (Fiat) выбор пал на итальянцев. По такому случаю даже выбранный для строительства завода город Ставрополь был переименован в Тольятти, в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. Название предприятия до 1971 года — Волжский автомобильный завод (ВАЗ).
За базовую основу для создания будущих «Жигулей» была взята модель малого класса FIAT 124. После значительных изменений и доработок в 1970 году советскому гражданину был представлен первый ВАЗ-2101 («копейка»). В 1984 году начался серийный выпуск Lada Samara (2108-2115), в 1987 — «Ока» со множеством модификаций, в 1995 — Lada 110 и др. Среди последних выпускаемых — Granta, Vesta, XRAY, Largus, Niva Travel и Legend.
В 1990-х-начале 2000-х годов за контроль над заводом разразилась ожесточенная преступная война, в ходе которой погибло порядка 500 человек: известные в городе бандиты, предприниматели, сотрудники милиции, журналисты, общественные деятели, менеджеры завода.
В 2008 году акции завода были проданы. Основными акционерами стали: Renault (25%), «Ростехнологии» (ныне — «Ростех», 25,1%) и «Тройка диалог» (25,64%). В результате экономического кризиса 2008—2009 гг и вызванных им проблем со сбытом продукции АвтоВАЗ попал в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 млрд руб.
Ради спасения компании Правительство России выделило ГК «Ростехнологии» 25 млрд рублей, которые та, в свою очередь, в виде беспроцентной ссуды сроком на год передала АвтоВАЗу. Модельный ряд завода попал под государственную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.
Осенью 2009 года на заводе произошло массовое сокращение персонала — 22,5 тысячи человек потеряли работу. Качество выпускаемых машин существенно упало. В 2010 году в рамках антикризисного плана АвтоВАЗ приступил к реализации программы «Лада качество». Была произведена модернизация производства — его удалось вытащить со дна.
В 2012 году было объявлено о создании совместного предприятия Renault-Nissan и ГК «Ростехнологии» под названием Alliance Rostec Auto BV. На конец 2013 года новая компания владела 76,25% акций АвтоВАЗа. В 2014 году произошло еще одно значительное сокращение персонала — около 7,5 тысячи сотрудников.
В 2014 году АвтоВАЗ перешел под контроль Renault-Nissan — ее пакет акций составил 74,51%. По итогам 2015 году убыток завода превысил 73 млрд рублей, он финансировался за счет привлечения дополнительных кредитов. Основная причина такого положения — снижение спроса на российском рынке.
На май 2018 года 83,5% АвтоВАЗа принадлежали Alliance Rostec Auto B.V., на январь 2019 — все 100%. В декабре 2021 года эти 100% акций переданы новой совместной компании — «Лада Авто Холдинг», имеющей юридический адрес в Москве. Распределение долей в СП не изменилось: 32,3% — у «Ростеха», 66,7% — у Renault.
В середины 2021 году АвтоВАЗ несколько раз приостанавливал работу из-за дефицита полупроводников. В апреле 2022 продажи компании рухнули на 77,6%, за первые 4 месяца года было продано всего 61218 автомобилей (-49,8%). С 5 марта 2022 года производство машин на заводе в Тольятти и Ижевске было приостановлено из-за отсутствия комплектующих, связанного с санкциями. 16 марта объявили о частичном возобновлении работы. Но затем с 4 по 25 апреля сотрудники ушли в корпоративный отпуск, перенесенный с лета. С 6 июня до 9 сентября их ждет четырехдневная рабочая неделя.
16 мая пресс-служба Минпромторга сообщила, что российские активы группы Renault переходят в государственную собственность РФ. В соответствии с подписанным соглашением, 68%-ная доля французского концерна в АвтоВАЗе перешла в управление ФГУП «НАМИ» с опционом обратного выкупа в течение следующих 6 лет.