Flux(CD/LP) - 1973/2021 (Seelie Court sclp 005, Uk)
Tracks Listing: Muzz (3:30)/Atonal (7:11)/I've Just Murdered A Girl Called Maria (0:56)/Present From Bromley (6:51)/Spring Robinson (11:42)/Killer (2:15)
Total time: 32’25
Line-Up/Musicians: Dave Punshon – keyboards/Dave Shackley – bass/John Grimaldi – guitar/Richard Blanshard – saxophone, flute & vocals/Charlie Chandler – drums
Dedicated to John Grimaldi (died 1985) & Dave Shackley (died 2020). This release was initiated by Dave Shackley, with thanks.
Записи впервые опубликованы английской компанией Seelie Court, в 2020 году на виниле, а в 2021-м и на компакт-диске.
История этой группы начинается там, где закончилась история MOTIFFE. Рубикон пришелся на ноябрь 1972 года, когда музыканты прежнего состава так и не смогли прийти к общему мнению по поводу дальнейшего порядка действий в плане бизнеса (группа, по сути, была любительской), так и в выборе дальнейшего пути развития в музыке. Основной автор и аранжировщик, гитарист и вокалист Джон Гримальди твердо решил стать профессиональным музыкантом, поэтому и заявил остальным коллегам по прежней команде, сомневающимся в правильности такого хода, что он покидает MOTIFFE, после чего принялся за формирование нового коллектива, с которым надеялся достичь гораздо более высоких целей в шоу-бизе.
Так в ноябре 1972 года в доме Джона Гримальди (John Grimaldi) носившего романтичное название TheRose Cottage, который располагался у подножия холма Holywell Hill в городке Сент-Олбанс, и была рождена группа под странным названием FLUX. Как и в случае с MOTIFFE, первый состав FLUX был тоже набран из учеников школы Сент-Олбанс. Помимо самого Гримльди, в его новый состав согласился перейти и басист прежнего коллектива Дэйв Шекли (Dave Shackley). К этой паре примкнули барабанщик Нил Чепмен (Neil Chapman) и клавишник Фил Хокинс (Phil Hawkins), и состав был укомплектован. Хотя, к группе решил присоединится еще один общий школьный приятель Иэн Барретт (Ian Barrett). Его с удовольствием приняли, ведь у Йена была собственная машина, поэтому его незамедлительно назначили менеджером! Дик Дэвис, также знакомый нам по MOTIFFE, также продолжил предоставлять услуги своего незаменимого старого красного переоборудованного почтового фургона.
А теперь, ознакомившись вкратце с историей этого забытого неординарного коллектива, так сказать, в сухом изложении, думаю, будет интересно привести здесь более живую версию от первого лица, в виде интервью, в котором Клемен Брезникар, учредитель портала It’s Psychedelic Baby Magazine, побеседовал с одним из оригинальных участников группы, Ричардом Бланшаром. Интервью было опубликовано 18 мая 2021 года. Итак, слово собеседникам.
Клемен Брезникар: Английская фирма Seelie Court приятно удивила всех выпуском на виниле и компакт-диске монофонических мастер-лент, записанных на BBC Mobile Unit во время живого выступления группы в 1973 году. FLUXбыли весьма примечательной группой, состоящей из бывших участников MOTIFFE и BABE RUTH. Записи трудно описать. Ведущий гитарист Джон Гримальди, который вскоре после этого присоединился к ARGENT, невероятен. Это потрясающая смесь KING CRIMSON эпохи Red и демонической версии Джона Маклафлина (John McLaughlin).
Джон Гримальди, к большому сожалению, скончался в 1985 году. Пользуясь случаем, мы поговорили с Ричардом Бланшаром, который играл в группе на саксофоне и флейте. Позже, после распада FLUX в конце 1974 года, он присоединился к итальянским прог-рокерам FLEA ON THE HONEY и продолжил карьеру в других группах. Оригинальными членами FLUXбыли Чарли Чандлер (Charlie Chandler), Дэйв Паншон (Dave Punshon), Дэвид Шекли (David Shackley), Джон Гримальди (John Grimaldi) и наш сегодняшний собеседник Ричард Бланшар (Richard Blanshard).
“Это было прекрасное время для экспериментов и никаких правил”.
Клемен Брезникар: Где и когда ты вырос? Музыка занимала важное место в вашей семейной жизни?
Ричард Бланшар: Я вырос в Исткоте, в Пиннере. Среди других местных музыкантов были Элтон Джон и Саймон Ле Бон. Никто из моей семьи не был музыкантом, но им всегда нравилась музыка, и мы слушали ее все время.
Клемен Брезникар: Когда ты начал заниматься музыкой? Какой был твой первый инструмент? Кто оказал наибольшее влияние?
Ричард Бланшар: Моим первым инструментом в школе была скрипка, которую я ненавидел. Моя мать была француженкой, она хотела, чтобы я играл на аккордеоне, поэтому мне приходилось иметь дело с этой огромной машиной, и мне это не нравилось. Я любил музыку Motown и Stax, а позже полюбил Херби Хэнкока и Чика Кориа, влюбился в саксофон и научился играть сам.
Клемен Брезникар: Ты был в каких-либо других группах до создания Flux?
Ричард Бланшар: Раньше я играл с любыми группами, в каких только мог. Когда я проводил школьные каникулы в Испании, то играл с какой-нибудь испанской группой всякий раз, когда мог. У меня было много прослушиваний в самых разных группах. И однажды я откликнулся на объявление FLUXв Melody Maker, в то время именно так формировалось большинство групп.
Клемен Брезникар: Seelie Courtдействительно удивили всех нас выпуском записей FLUX. Это была очень недолговечная арт-рок / фьюжн-группа, состоящая из бывших участников MOTIFFE и BABE RUTH. Расскажи подробнее о формировании FLUX.
Ричард Бланшар: Джон Гримальди был невероятным талантом и как гитарист, и как автор музыки. Это было прекрасное время для экспериментов, - никаких правил, так что я смог открыть для себя некоторые области, которых никогда не касался в музыке. Дэйв Паншон, клавишник, был в BABE RUTH и решил присоединиться к FLUX, а после он на много лет забросил музыку… он нашел своего гуру и погрузился в этот мир. Остальные участники, Чарли (ударные) и Дэйв (бас), были на своем месте. FLUX базировались в Сент-Олбансе, у которого было хорошее музыкальное наследие. ZOMBIES и ARGENT тоже были из Сент-Олбанса.
Клемен Брезникар: Эта запись взята с монофонической мастер-ленты, записанной на BBC Mobile Unit во время живого выступления в 1973 году. Что за история стоит за ней? Как вы это записали? Какое оборудование вы использовали? Сколько часов ушло на запись?
Ричард Бланшар: Был действительно хороший звукоинженер BBC, который решил построить свою первую мобильную студию для записи музыки живьем, и он хотел протестировать ее, и так получилось, что он использовал ее на концерте в мэрии Сент-Олбанс, так что это была живая запись, никакой студийной работы. Я думал, что он записывает в стерео, но мастер почему-то оказался в моно.
Клемен Брезникар: Шокированный журналист Record Mirror стал свидетелем концерта и назвал его в опубликованном обзоре Record Mirror “новой формой музыки”. Что повлияло на звучание группы? Как бы вы описали свой звук?
Ричард Бланшар: Джон Гримальди был не только талантливым музыкантом, он был одаренным художником, и я думаю, что он представлял свою музыку в визуальных образах. Поэтому каждый трек уносил вас в путешествие. Я думаю, что, слушая это сейчас… скажу так, это не было безупречно, но это было от чистого сердца… каждый музыкант отдавал часть себя, а не просто следовал традиционному формату произведения, и каждый вклад уважался, и мы хотели слушать друг друга и слышать друг друга.
Клемен Брезникар: Насколько для вас была важна импровизация? Мне кажется, что некоторые органные партии были полностью импровизацией.
Ричард Бланшар: Для меня импровизация важна до тех пор, пока она дополняет и развивает произведение, а не является просто упражнением в технике. Лучшими становились те группы, в которых музыканты слушали друг друга, и всегда знали меру, не выпячивая себя. Опыт Дэйва Паншона был в значительной степени связан с классической музыкой и джазом, и он выдающийся исполнитель, откуда взялась его игра, я понятия не имею, но он был феноменален.
Клемен Брезникар: Да, например, партия гитары действительно потрясающая.
Ричард Бланшар: У Джона Гримальди был свой собственный стиль игры на гитаре… совсем не обычный… без медиатора, он просто играл пальцами, на него было потрясающе смотреть. К сожалению, мы потеряли его из-за рассеянного склероза слишком молодым. После FLUX он присоединился к ARGENT, и у него было еще несколько групп. Его всегда и везде уважали за большой талант.
Клемен Брезникар: Почему группа больше ничего не записала? Ты звучал невероятно уникально.
Ричард Бланшар: Ну, нами после этого начали интересоваться различные звукозаписывающие компании. Но потом ушел Дэйв Паншон, потом барабанщик Чарли, и мы наняли новых людей. И из-за этой кадровой чехарды, в конечном итоге, мы и не получили контракт на запись.
Клемен Брезникар: Что ты можешь рассказать о своем участии в FLEA ON THE HONEY?
Ричард Бланшар: Мой друг был вокалистом в итальянской группе OLIVER. Позже они стали той самой группой GOBLIN, которые создали все саундтреки к фильмам Дарио Ардженто. Они приехали в Лондон, чтобы встретиться с Эдди Оффордом, который продюсировал YES, чтобы узнать, будет ли он их продюсировать. Так получилось, что они пришли посмотреть на FLUX. Как раз в это время они искали британского певца, и поэтому попросили меня присоединиться к ним в Риме. Я отправился в Рим и пробыл с ними два года. Они замечательные музыканты, и все они добились больших успехов в Италии.
Клемен Брезникар: Есть ли у группы еще неизданный материал?
Ричард Бланшар: Я думаю, что касается FLUX, то есть несколько кассет, которые были найдены, и надо еще посмотреть, что они из себя представляют.
Клемен Брезнкар: Давали ли вы еще какие-нибудь концерты?
Ричард Бланшар: Мы дали всего несколько концертов, чтобы получить контракт на запись, который нам был нужен, чтобы выжить и привлечь большую аудиторию.
Клемен Брезникар: Что занимало вашу жизнь после распада группы?
Ричард Бланшар: После FLUX и возвращения из Италии я работал и как музыкант и как вокалист со многими артистами, включая Russ Ballard, Kim Wilde, Paul Young, Barbara Dickson, Elkie Brooks и многими другими. Я также писал музыку для фильмов и продюсировал их.
Клемен Брезникар: Спасибо, что уделили время. Последнее слово за вами.
Ричард Бланшар: Здорово, что FLUX снова открыт, теперь для новой аудитории. Я надеюсь, им понравится. Музыка во многом говорит о захватывающем периоде в нашей музыкальной истории… никаких правил, никаких формул, игра от всего сердца и вовлечение людей в наше путешествие.
Клемен Брезникар (Klemen Breznikar, 2021)
Александр Ковтун (© Prog Island, СПб, май 2022)