Рок-музыку часто представляют стереотипным подростковым бунтом наперевес с электрогитарой. Но она далеко не так поверхностна. Про ее однородность вообще молчу: десятки стилей, направлений, жанров и поджанров. Когда мы говорим о крупных ответвлениях рока, то так или иначе представляем себе их отличия. Вокалист берет акустическую гитару, а звучание ансамбля мягкое? Возможно, это софт-рок или поп-рок. Группа исполняет многочастную композицию, пестрящую размерами и формами? Наверное, это арт-рок или прог-рок. В песне выделяется бас, а ритм полон акцентов? Фанк-рок, лоу-рок или еще что-то. А по каким признакам мы среди всего рок-н-ролльного многообразия выделяем металл? Не просто тяжелый рок, к которому относится и гранж, а именно металл.
Свойства жанра
Тяжесть
Почему металл тяжелый? Изначально из-за случайности. Когда-то очень давно некачественные усилители искажали сигнал, вызывая «странный» эффект, делавший чистый звук гитар искаженным, перегруженным и создавая смутное ощущение... Ощущение грязи какой-то и... тяжести. Музыканты сделали специальные приборы, позволившие контролировать и изменять тяжесть, а металл возвел это ощущение в абсолют.
Сухость
Перегруженная гитара — дикая и неуправляемая подобно мустангу. Только глушение может ее обуздать. Звук становится жестче, короче, злее. Он, благодаря риффингу, напоминает пулеметную очередь. Сухость — неотъемлемая часть звучания метал-гитары, ее фишка.
Конечно, на свете есть еще и блэк-метал — эталон сырого звучания. В нем за сухость отвечает скоростной басовый барабан.
Агрессия
Да, из-за тяжести металл нарочито агрессивен. Даже прославляющий бога направо и налево христианский металл. Тяжесть звучания метал-коллективов предопределила их агрессию по отношению к нашим ушам. Дикий, необузданный звук в сочетании с неостановимой мощью стал визитной карточкой жанра. Он определил вектор ряда поджанров, которые довели агрессивность до предела и превратили исполняемую музыку в эссенцию чистой агрессии.
Ритм
За что металхэды обожают металл? Что первым бросается в уши и не дает перепутать металл ни с чем иным? Правильно, ритм. Триольный и неравнодольный галоп, обилие синкоп, резкие, «нелогичные» или закономерные повторяющиеся смены ритма и ритмические фигуры в одной композиции. Все это в сочетании со стеной тяжелого звука не оставляет никаких сомнений — перед нами металл.
Немелодичность
Можно с непривычки подумать, что мелодии в металле нет вовсе, но это неверно. Есть даже особые мелодичные поджанры. Поскольку стена ритма — центральный элемент метал-композиций, все остальное вроде как отходит на второй план. На самом же деле, в композиции все-таки есть мелодия, хотя она и строго подчинена выпуклому ритму. Есть она даже в самых немелодичных поджанрах металла. Откуда мелодия там берется? Из смен ритма и тяготений одних нот к другим, из флажолетов, из переходов от части к части и, конечно, из соло. Просто ее нужно расслышать.
Трудность восприятия
Неподготовленный, незнакомый с этой музыкой слушатель часто воспринимает ее как шум. Способность воспринимать металл действительно требует подготовки. Тут такая же история, как с оперой: чем чаще слушаешь, тем легче и лучше понимаешь, что там в музыкальном смысле происходит. Через какое-то время слушатель уже может разделить ритмический монолит на части, вслушаться в нюансы и отдельные инструменты, насладиться композицией в целом. Есть металхэды, которым не нравятся экстремальные поджанры. И это нормально.
Равенство музыкантов
Металл, пожалуй, самый демократичный стиль музыки. Обычно вокалиста считают фронтменом — лидером, командиром, которому подчинены все остальные и под которого подстраиваются. Но не здесь. Вокалист в металле находится в той же плотной пачке, что и остальные. Он — такой же музыкальный инструмент, как прочие. Он занимает те частоты, для которых его предназначили. Вокалиста сделают погромче, слегка выделят в общем миксе, но и только. Или ты сумел и встал на зубцы этой плотной стены, или тебя снесло. Не забываем и про вечную конкуренцию с соло-гитаристом за внимание публики.
Тексты
Сатанизм, героика, социалка, алкоголь, патологоанатомия, фэнтези... Выбирайте на вкус. Всевозможные метафоры, двойное дно, аллегории, прямолинейность и концептуальность присущи им как полноценным литературным произведениям. А монолит музыки их усиливает и дожимает необходимые эмоции. Сдержали слезу на припеве? Сейчас будет соло и от рыданий ничто вас не спасет.
Шоу
Не были на концерте метал-группы? Хотя бы раз сходите, почувствуйте эту энергетику и мощь. На сцене музыканты играют так, словно жить им осталось один день и он уже настал. Они беснуются, подначивают друг друга, носятся по сцене, как ужаленные. Не все, разумеется. Какие-то группы не особенно подвижны, но смотрятся так, что оторопь берет: звук, харизма и образы будто сдувают вас. Маститые коллективы непременно задействуют аудиторию, «дирижируя» ею, как вздумается. А она и рада: подпевает, подыгрывает и входит в транс. Слэм, мош и стэйдж-дайвинг тоже никто не отменял.
Музыкальные инструменты
Среднечастотный инструмент
Считается, что львиную долю тяжести в метал-группе создает гитара. В классическом понимании, да. Но вообще для того, чтобы звучать металльно, скрипач не нужен гитара не обязательна. Это в свое время доказала Apocalyptica, сумев сыграть Metallica на виолончелях так круто, что ребятам из Металлики зашло.
Вокальный коллектив Van Canto тоже отличился, показав, как можно «сыграть» металл на голосовых связках.
К подобным экспериментам в металле можно относиться по-разному, но в них определенно что-то есть.
Бас
Как бы ни был тяжел инструмент, отвечающий за средние частоты, тяжесть теряется и лишается рамок без баса. Задача баса в металле подчеркнуть сочным низким звуком среднечастотный инструмент, добавив ему тяжести и плотности. Часто басисты достигают этого, аккуратно подгружая свой инструмент. От этого звук группы становится еще плотнее и монолитнее, но и сам бас при этом не теряется. Есть стереотип, что бас в металле играет с гитарой в унисон. Это верно лишь отчасти, потому что монолитности можно добиться, подчеркивая средние частоты самыми разными способами, а вкусные низкие заполнения делают тяжелое «блюдо» еще изысканнее.
Барабан и барабанщик
Барабан — основа ритма. Он держит на себе всю композицию и подчеркивает тонкие нюансы ее ритмических изменений. Барабанная установка в металле становится тем больше, чем сложнее и экстремальнее исполняемая музыка. К стандартной барабанной установке добавляются дополнительные тарелки, второй басовый барабан, коровий колокольчик, рама для удержания всей «кухни» и Ктулху знает, что еще. Иногда звучание группы настолько плотное, что кажется, будто барабан звучит, как очередная гитара. Барабанщику, несколько лет отыгравшему металл, уже ничего потом не страшно.
Вокал
Вот уж где разнообразие великое! Чистый и хриплый, экстремальный и оперный, мелодичный и атональный, многооктавный и вокал Оззи Осборна... И все красиво, в кассу. Вам могут не нравится те или иные типы вокала, но факт есть факт: все они существуют и все они работают в металле. Найдутся голоса на любой вкус и цвет.
Соло-гитара
Казалось бы, для рока это общее место. Но только в металле такой контраст с музыкальной канвой. В большинстве поджанров металла соло-гитарист или иной солист может проявить себя только раз и сделать это надо ярко и выразительно, так, чтобы запомнилось, чтобы аж в слезы, в жар. Не от неожиданности даже: приближение соло чувствуешь, как грядущую бурю, когда, кажется, даже воздух вокруг наэлектризован. Оттого, скорее, что вырывается соло из всей этой плотности, вспархивает высоченными сочными нотами над ней и улетает в самое сердце.
Или расползается паутиной по неровным риффам.
И даже в мелодичных стилях, где соло, казалось бы, всю песню никуда не девается, оно ощущается точно также.
***
Металл — музыка особенная, ни на что не похожая, энергичная и очень разная.
Она возвращает к жизни и придает силы.
Расслабляет и убаюкивает уставших.
Металл, несмотря на свой возраст, открыт новому.
Он использует неожиданные инструменты.
Помнит о корнях.
Использует элементы других жанров.
Металл будет жить, пока живы мы — металлисты, металхэды, хедбенгеры — и, хочется верить, переживет нас.