Это было в 1748 году, когда король Карл III Бурбонский организовал первые официальные раскопки в Помпеях после первых находок в близлежащем Геркулануме.
Именно с этого момента со все большей ясностью стали всплывать подробности катастрофы 79 г. н.э., года, когда Везувий похоронил целые города, включая Помпеи и Геркуланум, и всю прилегающую территорию.
При раскопках Помпеи были найдены сокровища, статуи, фрески, мозаики, артефакты повседневной жизни, а также виллы и частные дома, которые до сих пор рассказывают нам о жизни оживленного города, с садами, фонтанами и впечатляющими декоративными элементами.
Именно по этим древним улицам и благодаря работам, хранящимся в Манн - Национальном археологическом музее Неаполя, у нас будет возможность узнать о жизни жителей Помпеи до извержения. Особое внимание будет уделено Тайному кабинету Манна, созданному Бурбонами для размещения самых «скандальных» и откровенно эротических находок.
Путешествие во времени на две тысячи лет, которое режиссёр Паппи Корсикато переносит на большой экран в фильме «Помпеи». Эрос и миф.
Искусство и тайна объединяются, освещая один из самых захватывающих археологических памятников в мире. Затерянный и заново открытый город, на протяжении веков оживляемый бурными страстями и наделенный необычайным талантом и жизненной силой.
Игры власти, любовные узы, неумеренные амбиции и творческий гений воспринимались на улицах, дышали в храмах и до сих пор ими можно восхищаться во фресках, в руинах, в находках, уцелевших после драматического извержения 79 г. н.э.
Традиция украшать стены дома росписями — как внутри, так и снаружи — была почерпнута римлянами от греков. Использовались различные техники: писали по сухой штукатурке и по сырой. Последний тип росписи назывался al fresco (буквально «по свежему») — отсюда название «фреска».
Эротическими сценами украшали либо публичные дома (хотя они встречаются и в одной из помпейских бань), либо приватные комнаты дома, где бывали только хозяева. Порнографические изображения из общественных зданий сделаны на низком уровне, часто очень бегло, тогда как фрески, найденные в частных домах, отличает куда более высокое качество.
Фреска была обнаружена в Доме старой охоты (или кабана) в центральной части Помпей. Это была большая эдикула — открытое в сад помещение для пиршеств или приема гостей, — которую расписали заново незадолго до извержения Везувия.
Здесь изображена страстная встреча одноглазого великана Полифема и прекрасной морской нимфы Галатеи. Циклоп был груб и неуклюж, а нимфа считалась олицетворением блеска спокойного моря. По преданию, она отвергла Полифема и полюбила красавца Алкида, впоследствии убитого циклопом.
А вот эта фреска была найдена во дворе — перистиле , расположенном в задней части дома ростовщика Луция Цецилия Юкунда. Любопытно, что фрески, украшавшие хозяйские покои, отличались большим эротизмом — на стенах открытого для посетителей атриума изображения были приличнее.
Самыми любимыми эротическими персонажами античного искусства были сатиры и менады. Сатиры, божества леса, изображались как с хвостами и копытами, так и в виде обыкновенных юношей, одетых в козлиные шкуры. Они отличались безудержным пьянством и сексуальной активностью. Компанию им составляли менады — такие же неистовые женщины, справлявшие празднества в честь бога вина Диониса.
По улицам Помпеи зрителя ведет интересный рассказчик: актриса Изабелла Росселлини.
Это путешествие покажет нам, как мифы и найденные произведения очаровали и повлияли на таких художников, как Пабло Пикассо и Вольфганг Амадей Моцарт.
Клитемнестра и Агамемнон, Исида и Венера, Вакх и Ариадна, покинутая Тесеем, знаменитая Вилла Мистерий, Поппея Сабина, вторая жена Нерона в поисках бессмертия - они представляют собой лишь часть данного мифологического и мифического места, чтобы показать, насколько наследие Помпеи до сих пор является непрерывным источником художественного вдохновения.
Танец баланса на тонкой невидимой нити, отделяющей легенду от реальности, способной пересечь века и вдохновить современный мир.
Раскрываются мифы и персонажи, которые сделали этот уникальный археологический объект бессмертным, включенным ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия.
От любовной истории Вакха и Ариадны на знаменитой Вилле Мистерий до неоднозначных отношений Леды и Лебедя, от гладиаторских боев до отчаянных поисков бессмертия Поппеи Сабины (второй жены императора Нерона): документальный фильм также проанализирует менее известные и более секретные стороны города.
Те самые, которые в восемнадцатом веке заставили католическую церковь спрятать некоторые из самых скандальных и кровавых артефактов, обнаруженных во время раскопок.
В Археологическом музее Неаполя есть так называемый «секретный кабинет», с достаточно неоднозначной коллекцией. В ней собраны различные предметы эротического, и даже более откровенного характера, которые были обнаружены в Помпеях.
Археологические находки в древних Помпеях в пух и прах разрушали концепцию сухой рациональности эстетики классицизма. Особенно много «неудобных» предметов археологи находили в городском лупанарии: домашняя утварь фаллической формы, надписи и фрески Приапеи, скульптурные композиции.
Учёные долгое время терялись в догадках, не зная, как поступить с чересчур откровенными экспонатами. Решение вопроса нашёл сицилийский король Франческо I, который побывал на раскопках в сопровождении жены и дочери. Монарх был крайне возмущён увиденным и дал распоряжение всю «крамолу» перевезти в столицу и запереть в специальном «секретном кабинете». Кстати, срамные фрески, оскорблявшие общественную нравственность, которых в Помпеях было более, чем достаточно, Франческо I приказал прикрывать завесами, которые приподнимали за определённую плату и только для мужчин.
Если будете в Неаполе, загляните в крамольное место, чтобы в очередной раз убедиться: все оригинальное искусство, включая эротическое, придумали еще в античные времена, а запретили уже в наши.
********************
На сегодня у нас всё! Расширяйте свой кругозор вместе с нашим каналом, а мы рады будем расти вместе с вами ;))
Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно. Помните, что для Вас это один клик, а для автора это плюс к развитию канала и мотивация писать больше и интереснее!
Обо всём, что у нас выходит из нового и что есть в архивах переведенного, читайте в статьях на нашем канале в Дзен https://vk.cc/9QxXVd, следите за новостями в [https://vk.com/itfis|ИТФиС], вступайте в [https://vk.com/kino_italii|МИК]