Найти тему

ПОМПЕИ. Город грехов: самые тайные стороны города

Это было в 1748 году, когда король Карл III Бурбонский организовал первые официальные раскопки в Помпеях после первых находок в близлежащем Геркулануме.

Именно с этого момента со все большей ясностью стали всплывать подробности катастрофы 79 г. н.э., года, когда Везувий похоронил целые города, включая Помпеи и Геркуланум, и всю прилегающую территорию.

Надпись Тита Сведия Клемента. Помпеи, 69–79 годы нашей эры. «В силу полномочий, предоставленных ему императором Веспасианом Цезарем Августом, Тит Сведий Клемент, трибун, исследовав обстоя­тельства и приняв меры, вернул жителям Помпеи общественные места, незаконно присвоенные частными лицами». Клемент был известным политическим деятелем императорской эпохи: его имя упоминает историк Тацит, также оно встречается в других надписях.
Надпись Тита Сведия Клемента. Помпеи, 69–79 годы нашей эры. «В силу полномочий, предоставленных ему императором Веспасианом Цезарем Августом, Тит Сведий Клемент, трибун, исследовав обстоя­тельства и приняв меры, вернул жителям Помпеи общественные места, незаконно присвоенные частными лицами». Клемент был известным политическим деятелем императорской эпохи: его имя упоминает историк Тацит, также оно встречается в других надписях.

При раскопках Помпеи были найдены сокровища, статуи, фрески, мозаики, артефакты повседневной жизни, а также виллы и частные дома, которые до сих пор рассказывают нам о жизни оживленного города, с садами, фонтанами и впечатляющими декоративными элементами.

фреска в Помпеи
фреска в Помпеи

Именно по этим древним улицам и благодаря работам, хранящимся в Манн - Национальном археологическом музее Неаполя, у нас будет возможность узнать о жизни жителей Помпеи до извержения. Особое внимание будет уделено Тайному кабинету Манна, созданному Бурбонами для размещения самых «скандальных» и откровенно эротических находок.

смотрите документальную историческую драму "Помпеи: Город грехов" / Pompei - Eros e mito, 2021
смотрите документальную историческую драму "Помпеи: Город грехов" / Pompei - Eros e mito, 2021

Путешествие во времени на две тысячи лет, которое режиссёр Паппи Корсикато переносит на большой экран в фильме «Помпеи». Эрос и миф.

Искусство и тайна объединяются, освещая один из самых захватывающих археологических памятников в мире. Затерянный и заново открытый город, на протяжении веков оживляемый бурными страстями и наделенный необычайным талантом и жизненной силой.

Игры власти, любовные узы, неумеренные амбиции и творческий гений воспринимались на улицах, дышали в храмах и до сих пор ими можно восхищаться во фресках, в руинах, в находках, уцелевших после драматического извержения 79 г. н.э.

Традиция украшать стены дома росписями — как внутри, так и снаружи — была почерпнута римлянами от греков. Использовались различные техники: писали по сухой штукатурке и по сырой. Последний тип росписи назывался al fresco (буквально «по свежему») — отсюда название «фреска».

Эротическими сценами украшали либо публичные дома (хотя они встречаются и в одной из помпейских бань), либо приватные комнаты дома, где бывали только хозяева. Порнографические изображения из общественных зданий сделаны на низком уровне, часто очень бегло, тогда как фрески, найденные в частных домах, отличает куда более высокое качество.

Полифем и Галатея. Дом старой охоты. 50–79 годы нашей эры
Полифем и Галатея. Дом старой охоты. 50–79 годы нашей эры

Фреска была обнаружена в Доме старой охоты (или кабана) в центральной части Помпей. Это была большая эдикула — открытое в сад помещение для пиршеств или приема гостей, — которую расписали заново незадолго до извержения Везувия.

Здесь изображена страстная встреча одноглазого великана Полифема и прекрасной морской нимфы Галатеи. Циклоп был груб и неуклюж, а нимфа считалась олицетворением блеска спо­кой­ного моря. По преданию, она отвергла Полифема и полюбила красавца Алкида, впоследствии убитого циклопом.

А вот эта фреска была найдена во дворе — перистиле  , расположенном в задней части дома ростовщика Луция Цецилия Юкунда. Любопытно, что фрески, украшав­шие хозяйские покои, отличались большим эротизмом — на стенах открытого для посетителей атриума изображения были приличнее.

Сатир, обнимающий менаду. Дом Луция Цецилия Юкунда. 1–50 годы нашей эры
Сатир, обнимающий менаду. Дом Луция Цецилия Юкунда. 1–50 годы нашей эры

Самыми любимыми эротическими персонажами античного искусства были сатиры и менады. Сатиры, божества леса, изображались как с хвостами и копы­тами, так и в виде обыкновенных юношей, одетых в козлиные шкуры. Они отличались безудержным пьянством и сексуальной активностью. Компа­нию им составляли менады — такие же неистовые женщины, справлявшие празд­нества в честь бога вина Диониса.

По улицам Помпеи зрителя ведет интересный рассказчик: актриса Изабелла Росселлини.

Изабелла Росселлини - "гид" по Помпеи
Изабелла Росселлини - "гид" по Помпеи

Это путешествие покажет нам, как мифы и найденные произведения очаровали и повлияли на таких художников, как Пабло Пикассо и Вольфганг Амадей Моцарт.

фреска
фреска

Клитемнестра и Агамемнон, Исида и Венера, Вакх и Ариадна, покинутая Тесеем, знаменитая Вилла Мистерий, Поппея Сабина, вторая жена Нерона в поисках бессмертия - они представляют собой лишь часть данного мифологического и мифического места, чтобы показать, насколько наследие Помпеи до сих пор является непрерывным источником художественного вдохновения.

Танец баланса на тонкой невидимой нити, отделяющей легенду от реальности, способной пересечь века и вдохновить современный мир.

стены в Помпеи
стены в Помпеи

Раскрываются мифы и персонажи, которые сделали этот уникальный археологический объект бессмертным, включенным ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия.

Леда и Лебедь
Леда и Лебедь

От любовной истории Вакха и Ариадны на знаменитой Вилле Мистерий до неоднозначных отношений Леды и Лебедя, от гладиаторских боев до отчаянных поисков бессмертия Поппеи Сабины (второй жены императора Нерона): документальный фильм также проанализирует менее известные и более секретные стороны города.

Те самые, которые в восемнадцатом веке заставили католическую церковь спрятать некоторые из самых скандальных и кровавых артефактов, обнаруженных во время раскопок.

Помпеи: Город грехов
Помпеи: Город грехов

В Археологическом музее Неаполя есть так называемый «секретный кабинет», с достаточно неоднозначной коллекцией. В ней собраны различные предметы эротического, и даже более откровенного характера, которые были обнаружены в Помпеях.


Археологические находки в древних Помпеях в пух и прах разрушали концепцию сухой рациональности эстетики классицизма. Особенно много «неудобных» предметов археологи находили в городском лупанарии: домашняя утварь фаллической формы, надписи и фрески Приапеи, скульптурные композиции.


Учёные долгое время терялись в догадках, не зная, как поступить с чересчур откровенными экспонатами. Решение вопроса нашёл сицилийский король Франческо I, который побывал на раскопках в сопровождении жены и дочери. Монарх был крайне возмущён увиденным и дал распоряжение всю «крамолу» перевезти в столицу и запереть в специальном «секретном кабинете». Кстати, срамные фрески, оскорблявшие общественную нравственность, которых в Помпеях было более, чем достаточно, Франческо I приказал прикрывать завесами, которые приподнимали за определённую плату и только для мужчин.

-12

Если будете в Неаполе, загляните в крамольное место, чтобы в очередной раз убедиться: все оригинальное искусство, включая эротическое, придумали еще в античные времена, а запретили уже в наши.

********************

На сегодня у нас всё! Расширяйте свой кругозор вместе с нашим каналом, а мы рады будем расти вместе с вами ;))

Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно. Помните, что для Вас это один клик, а для автора это плюс к развитию канала и мотивация писать больше и интереснее!

Обо всём, что у нас выходит из нового и что есть в архивах переведенного, читайте в статьях на нашем канале в Дзен https://vk.cc/9QxXVd, следите за новостями в [https://vk.com/itfis|ИТФиС], вступайте в [https://vk.com/kino_italii|МИК]