11 апреля 2019 года/
Павильон «Механизация»/«Машиностроение»/«Космос» - самый заметный и узнаваемый на ВДНХ благодаря высокому стеклянному куполу и полукруглому вытянутому зданию в виде эллинга. И это один из самых старых павильонов выставки, который открылся в 1939 году, а затем динамично менялся, подстраиваясь под очередную выставочную концепцию. Павильон привлекал внимание посетителей не только оригинальной архитектурой, но и зрелищными выставками, представлявшими эволюцию отечественного машиностроения и достижения в освоении космического пространства.
В 1937 году первоначальный проект многоярусной башни, «деревянного небоскрёба» Вячеслава Олтаржевского был признан неудачным – белоснежный павильон «Механизация» не мог вместить громоздкие комбайны, тракторы, самолёты и оптимизировать поток многочисленных посетителей. Правительственная комиссия сочла здание «примитивным, уродливым» и уже построенный павильон пришлось снести. По совокупности просчётов, в том числе за задержку с открытием выставки, главный архитектор ВСХВ Олтаржевский был отстранён от должности и сослан в Воркуту, а павильон «Механизация» возведён в 1938-1939 годах по проекту архитекторов Виктора Андреева, Ивана Таранова и Надежды Быковой.
Смотрите старые фотографии: Проект павильона Механизации Вячеслава Олтаржевского. 1937 год:
Памятуя о судьбе Олтаржевского, коллектив архитекторов воздержался от архитектурных изысков и представил функциональный проект, напоминающий индустриальную постройку из бетона, стали и стекла – эллинг, ангар для дирижаблей, поражающий своими размерами. Идея оказалась эффектной и эффективной – сельскохозяйственные машины, расположенные на двух ярусах павильона, были видны с разных точек выставки. Техника словно строем двигалась по конвейерам, что, по замыслу авторов проекта, создавало «внушительную картину индустриальной мощи сельского хозяйства СССР».
Смотрите старые фотографии: Строительство павильона «Механизация». 1938 год:
Смотрите старые фотографии: Павильон «Механизация». 1939 год:
Смотрите старые фотографии: Павильон «Механизация». 1939 год:
Вид со стороны площади Механизации
Смотрите старые фотографии: Павильон «Механизация». 1939 год:
Вид со стороны прудов
Впрочем, совсем без украшений павильон не остался – на торцевых стенах стилобата появились барельефы работы скульптора С.Меркурова с изображением трудящихся людей разных профессий. Из-за недостатка информации с историей ВСХВ связано немало легенд и предположений, что касается «Механизации», необычная форма павильона породила миф про «дирижаблепорт», который изначально якобы собирались здесь построить (в тридцатые годы была популярна идея использования дирижаблей в качестве транспортного средства).
В довоенной экспозиции были представлены тематические направления «Тракторная и автомобильная промышленность», «Сельскохозяйственное машиностроение», «Технологии механизации возделывания зерновых культур и трав», «Способы освоения новых и осушение заболоченных земель», «Механизация в сельскохозяйственном производстве и в животноводстве», «Авиация и ее применение в сельском хозяйстве», «Электрификация сельского хозяйства» и другие.
Смотрите старые фотографии: Павильон «Механизация». 1940 год:
Смотрите старые фотографии: Самолёты У-2 на стилобате. 1939 год:
Смотрите старые фотографии: Электротрактор ВИМЭ на шасси СТЗ-НАТИ. 1939-1940 гг.:
На этой фотографии на стилобате можно заметить платформы, на которые поставлены сельскохозяйственные машины. Интересно, что эти платформы, нагруженные экспонатами, медленно двигались, словно заводской конвейер. Какие двигатели приводили этот тяжёлый транспортёр в движение, как был устроен механизм — эти технологические подробности утрачены. Когда ВСХВ в 1954 году открылась повторно, посетители увидели статичную экспозицию.
Смотрите старые фотографии: Зал автомобилестроения в павильоне «Механизация». 1939-1940 гг.:
Смотрите старые фотографии: Павильон «Механизация». 1939-1940 гг.:
К дальнему торцу павильона будет пристроен новый большой зал за счёт сноса нескольких довоенных деревянных павильонов.
Смотрите старые фотографии: Павильон «Главконсерв». 1939 год:
Один из снесённых павильонов при реконструкции «Механизации».
Смотрите старые фотографии: Реконструкция павильона «Механизация». 1951 год:
В 1954 году павильон получил новое название «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР» и новый облик (архитекторы В.Андреев и И.Таранов,
главный конструктор М.Лимановский, конструктор купола Г.Гордон). Архитектурная мода поменялась: сталинский ампир предполагал обилие украшений и использование разнообразной советской символики. Торец эллинга, выходящий на площадь Механизации, оказался перекрыт входной аркой с двумя гранёными башнями, а пролёт арки был выполнен из зеркального стекла. По центру арки размещался герб СССР, а на самом верху – профили вождей, Владимира Ленина и Иосифа Сталина. Украшенные барельефами башни венчали две покрытые золотой смальтой скульптуры – мужчина-механизатор, сжимающий рычаг трактора, и женщина за штурвалом комбайна. Барельефы на башнях изображают людей труда – машиностроителей, нефтяников, земледельцев, энергетиков, а будущее советской страны олицетворяют пионер и пионерка с моделями трактора и самолёта в руках (одинаковые изображения детей продублированы на обеих башнях).
Смотрите старые фотографии: Павильон «Машиностроение». 1954-1955 гг.:
XX съезд КПСС состоялся в феврале 1956 года, культ личности Сталина развенчан и через несколько лет на картуше останется одинокий профиль Ленина. Да и сам картуш со временем исчезнет, но будет восстановлен в наши дни – уже без идеологически неактуальных профилей.
Со стороны Каменских прудов к эллингу пристроили двухэтажный зал с остеклённым куполом высотой 60 метров и портиком.
Дальний торец павильона в зале под куполом украсила позолоченная скульптурная композиция «Шествие советских людей к коммунизму» (скульптор и руководитель — Николай Томский, скульпторы Бабурин, Шварц, Цигаль и Кербель).
Смотрите старые фотографии: Скульптурная композиция «Шествие советских людей к коммунизму». 1954-1955 гг.:
На обновлённой ВСХВ в павильоне были представлены не только сельхозмашины, в залах экспонировался широкий спектр продукции советского машиностроения от измерительных приборов до паровых турбин. В 1956-1959 и 1961-1967 годах павильон назывался «Машиностроение», в 26 залах и на двух открытых площадках посетители могли видеть кузнечно-прессовое, литейное и металлорежущее оборудование; технику, применяемую цветной и черной металлургии; контрольно-измерительные приборы и автоматы; фрезерные, шлифовальные, токарные, сверлильные, станки, автоматические линии и другие новинки советского машиностроения.
Смотрите старые фотографии: Трактор ЧТЗ ДЭТ-250. 1957 год:
На этом пьедестале в разные годы побывали лучшие отечественные тракторы от «Сталинца» до «Кировца».
Смотрите старые фотографии: 40-тонный самосвал МАЗ-530. 1958 год:
Смотрите старые фотографии: Кукурузоуборочный комбайн. 1957 год:
Смотрите старые фотографии: Автобус ПАЗ-652. 1958 год:
Смотрите старые фотографии: М-21 «Волга». 1956 год:
Смотрите старые фотографии: «Чайка». 1958 год:
Смотрите старые фотографии: Павильон «Машиностроение». 1956-1957 гг.:
Когда в 2014 году началось возрождение ВДНХ, павильон «Машиностроение» (уже известный как «Космос») вернулся к истокам – здесь прошла выставка, посвящённая 90-летию отечественной автомобильной промышленности и представляющая 90 советских автомобилей из музейных и частных коллекций.
История советского автомобилестроения началась осенью 1924 года, когда на заводе АМО (Автомобильного московского общества) были выпущены первые десять грузовых автомобилей АМО-Ф-15.
НАМИ-1
АМО-3
ГАЗ М-415
ГАЗ-410
ГАЗ-ММ
ГАЗ-69
УралЗИС-355М
ГАЗ ГЛ-1
КИМ 10-50
Москвич-401/422
Москвич-402
Москвич-408
ГАЗ-М20А
ГАЗ-21Р
ГАЗ-13 «Чайка»
ЗАЗ-965
«Старт» на шасси ГАЗ-21
ЗИЛ-118К «Юность»
ВАЗ-2101
ВАЗ-2103
ВАЗ-2121 «Нива»
Вторая в современной истории павильона выставка тоже отчасти была посвящена механизации и называлась «Механика чуда». Её организаторы предприняли попытку подробно показать устройство олимпийского шоу – праздников открытия и закрытия Зимних Олимпийских игр, впервые проходивших в 2014 году в России, в городе Сочи.
Выставку осмотрели легенды отечественного хоккея Вячеслав Фетисов и Павел Буре. Вячеслав Фетисов:
«В детстве я часто бывал на ВДНХ и одним из главных павильонов, куда стремились мальчишки, был как раз павильон «Космос». Это связано с полётом Гагарина, с каким-то магнетизмом слова «космос». Сегодня Москва много делает, чтобы возродить ВДНХ, и спорт может стать той самой темой, которая будет привлекать сюда людей. Прикоснуться к величию Олимпийских игр многим людям будет интересно. На церемонии открытия мне довелось с честью нести флаг Олимпиады, приятно вспомнить те волнительные минуты».
Павел Буре:
«Для меня ВДНХ – это особое место, как для всех, кто вырос в Москве. Очень приятно снова здесь находиться: много хороших, приятных воспоминаний. И приятно, что ВДНХ и спорт объединяются. Я считаю, что церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи были лучшими за всю историю. Очень много людей смотрели это по телевизору, кому-то посчастливилось побывать на стадионе, а теперь к этой истории можно прикоснуться, увидеть живьём».
Ну а в далёком 1961 году в павильоне и на площади Промышленности размещалась временная экспозиция «Градостроительство». После войны Москва переживала строительный бум, в городе возвели немало кирпичных жилых домов – и парадных многоэтажек, и рабочих городков коттеджного типа. Но жилья в столице всё равно катастрофически не хватало и в конце пятидесятых начались эксперименты с недорогими и быстровозводимыми пятиэтажками из блоков или панелей. Первый экспериментальный квартал с домами разных типов был построен в 1957 году в Новых Черёмушках, к началу шестидесятых технология была отработана и готова использоваться по всему Союзу. Так что экспозиция «Градостроительство» на главной выставке страны вряд ли проводилась случайно – это был смотр готовности к «реновации» бараков и коммуналок.
Смотрите старые фотографии: Павильон «Градостроительство». 1960 год:
На площадке видно не только строительную, но и дорожно-коммунальную технику.
Вскоре машиностроительная экспозиция перестала умещаться в одном, даже столь просторном здании. В связи со сменой концепции главной выставки страны республиканские павильоны прежней ВСХВ стали уступать свои залы отраслям промышленности, в том числе и разделам машиностроения, а в зале под куполом в 1964-1965 годах открылась выставка, посвящённая абсолютно новой теме – освоению космического пространства. В 1965 году Юрий Гагарин побывал на ВДНХ и осмотрел первые экспонаты. В те романтические годы идеи дальних космических перелётов и поиска внеземных цивилизаций будоражили умы и павильон вновь стал одним из самых посещаемых на выставке.
Смотрите старые фотографии: Павильон «Машиностроение». 1966 год:
Машиностроение и космос некоторое время уживались в одном павильоне.
Путеводитель - это алфавитный указатель всех публикаций «Город на память» с активными ссылками.
Фотографии: Евгений Чесноков
Продолжение следует...
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #архитектура #история #всхв #вднх #ссср #советскийсоюз #машиностроение #ретроавтомобили