"СМЕРТЕЛЬНЫЙ ПОЛЁТ" командования тихоокеанского флота. Гибель 16-ти адмиралов.

4K прочитали
Тихоокеанский флот полностью лишился своего командования в один роковой день - 7 февраля 1981 года .

Тихоокеанский флот полностью лишился своего командования в один роковой день - 7 февраля 1981 года . В результате авиакатастрофы произошедшей под Ленинградом, в один момент погибло 16 адмиралов флота (за время Великой Отечественной войны погибло всего 4 адмирала) общее число погибших составило 52 человека. В числе погибших:

- командующий флотом

- его заместители

- 50% личного состава штаба

- командование флотской авиации, флотилий, бригад и эскадр.

Как это было. Хронология событий:

В феврале 1981 года в Военно-морской академии в Ленинграде назначается оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава всех флотов ВМФ. Возглавил это мероприятие главком ВМФ - адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков. В командно-штабных учениях высшее руководство флотов принимало участие без привлечения реальных сил.

Сергей Георгиевич Горшков
Сергей Георгиевич Горшков

30 января руководители Тихоокеанского флота прилетают на самолете флотской авиации Ту-104 из Владивостока в Ленинград. Этим же самолетом, через неделю им предстоит вернуться домой...

 Ту-104
Ту-104

Командно-штабные учения проходят отлично, все запланированные мероприятия проведены строго в соответствии с планом и без инцидентов. Через неделю подведены итоги, на которых тихоокеанцы признаны лучшими. В хорошем настроении руководители Тихоокеанского флота собираются лететь домой, во Владивосток.

г. Владивосток 1980-е годы Штаб Краснознаменного Тихоокеанского флота СССР
г. Владивосток 1980-е годы Штаб Краснознаменного Тихоокеанского флота СССР

Утром 7 февраля первым поднявшимся в небо самолётом, был борт который забрал руководство Северного флота СССР и начальника штаба Тихоокеанского флота СССР вице-адмирала Голосова Рудольфа Александровича (ему разрешили навестить родственников на Севере). Как выяснится позже, удастся избежать гибели и командующему Камчатской флотилией разнородных сил, он попал на рейс Аэрофлота.

Голосов Рудольф Александрович
Голосов Рудольф Александрович

В тот роковой день 7 февраля 1981 года в 16:00 на Пушкинском военном аэродроме к исполнительному старту, в условиях снегопада, двинулся самолёт ТУ-104 Тихоокеанского флота. На борту транспортного самолета уже находится командующий флотом адмирал Эмиль Николаевич Спиридонов, командующий авиацией флота генерал-лейтенант Георгий Павлов, 16 адмиралов, гражданские пассажиры (среди них супруга Спиридонова и супруга секретаря крайкома партии Ломакина). Всего в тот невозвратный рейс, Ту-104 уносил с собой 52 человеческие жизни...

Удостоверение кандидата в депутаты Эдуарда Николаевича Спиридонова 1980-й год
Удостоверение кандидата в депутаты Эдуарда Николаевича Спиридонова 1980-й год

Из воспоминаний дочери Спиридонова Э.Н. Дворянчиковой Ларисы Эмильевны (в те дни командующий флотом вместе с супругой были в гостях у дочери) :

" 7 февраля перед отъездом, после обеда, когда я уже убирала со стола, мама вдруг сказала: «Я возвращаюсь с папой. Не могу представить, что он один войдет в пустую квартиру». И, как в кино, стала быстро укладывать чемодан. Игореша обнял ее ноги и стал плакать: «Бабуля, любимая, останься!» Но мама была непреклонна. Собралась буквально за 10 минут. Машина уже стоял у подъезда. Мы вызвали лифт, поехали вниз, но вдруг лифт остановился. Папа занервничал, что люди ждут, что мы опоздаем, а это неприлично. Просидели в лифте минут семь. Выехали на шоссе. И опять — стоп! Попали в автомобильную пробку, что-то случилось на дороге. Впервые я увидела, что папа достал валидол. Сейчас я думаю, что все было против того полета..."

Ленинград 1980-й год
Ленинград 1980-й год

Итак, все пассажиры на борту, самолёт готов к взлёту, но есть одно но.... Военно-морские руководители, находясь в северной столице, собираясь домой, закупили кучу дефицитного товара в магазинах Ленинграда, славившихся широчайшим по тем временам ассортиментом. В итоге Ту-104 оказался критично перегружен. Плюс к этому - экипаж не проконтролировал расположение груза внутри фюзеляжа самолета(позже комиссия установит, что центровка общей массы оказалась за установленными пределами - ближе к хвосту. Это ухудшило аэродинамику самолета, что практически не ощутимо на земле, но проявляется сразу после взлёта) Борт СССР-42332 начинает разбег по взлётной полосе Ещё одна ошибка - экипаж начинает взлет на несколько сотен метров раньше, чем следовало. Командир экипажа 50-летний подполковник Анатолий Иванович Инюшин опытный пилот, проработавший на самолетах подобного типа более 10 лет, стал выполнять взлет по «экологической методике»: как можно круче набор, чтобы быстро увести от земли гром ревущих двигателей....Через 8 секунд после взлёта, когда подъемная сила, уменьшаясь вследствие крутого набора высоты перегруженного лайнера, сравнялась с его весом, наступило то самое неустойчивое равновесие, про которое не по наслышке знают летчики-испытатели, когда проверяют устойчивость новых машин. В тот день судьба окончательно отвернулась от всех присутствующих на борту - последним фактором, опрокинувшим самолет, стал сильный встречно-боковой ветер. Зная о нем, летчики дали элероны вправо - на ветер, но именно туда и заваливался многотонный лайнер. Всё произошло мгновенно, руководитель полетов и его сотрудники не успели произнести ни слова. Лишь штурман корабля, находящийся в стеклянном носу лайнера, прокричал несколько раз: «Куда? Куда?! Куда?!!» он не мог представить, что крен почти отвесно к земле, произошёл не по воле летчиков. Эксперты потом скажут, что спасти положение на первых мгновениях правого крена мог лишь энергичный поворот штурвала влево и от себя, что помогло бы вывести судно в горизонтальный полет и набрать скорость.

Тихоокеанский флот полностью лишился своего командования в один роковой день - 7 февраля 1981 года .-8

Из воспоминаний офицера Оперативного управления штаба ТОФа Виктор Гамага:

«Набрав скорость и не доходя примерно треть до конца ВПП, самолет начал взлетать, но на высоте всего около 30 метров почему-то накренился на правое крыло... Так и не выйдя за пределы взлетной полосы, самолет перевернулся, упал, мгновенно взорвался. Спастись не удалось никому».

Тихоокеанский флот полностью лишился своего командования в один роковой день - 7 февраля 1981 года .-9

Информация о произошедшей авиакатастрофе была практически полностью засекречена. Единственной газетой разместившей некролог о катастрофе на своей полосе, стала газета «Красная звезда»:

Тихоокеанский флот полностью лишился своего командования в один роковой день - 7 февраля 1981 года .-10

Нина Тихонова, вдова командующего Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, вице-адмирал Василия Федоровича Тихонова (в это время во Владивостоке она ждала мужа домой и готовила праздничный стол) :

«У меня все почему-то из рук валилось. Я то за салаты бралась, то за тесто... Помню, посуду какую-то разбила... Вдруг подъехала машина, стали выходить люди в адмиральских шапках. Я открыла дверь со словами «Василия Федоровича нет» Они отвечают «Нет». Я только и смогла сказать «Я так и знала» — и упала в обморок. Потом пришла в себя и услышала «Нина Ивановна, их никого нет».

Авиакатастрофа под Ленинградом стала самой крупной авиакатастрофой в истории СССР в которой погибли столь высокие военные чины. Результатом гибели военных моряков явилось полное обезглавливание Тихоокеанского флота ССР. Одной из основных версий произошедшего стала версия умышленного террористического акта, в связи с чем флот был приведён в состояние полной боевой готовности. После этой катастрофы все авиалайнеры Ту-104 были выведены из эксплуатации в ВВС (в гражданской авиации самолёты данного типа не использовались с 1979 года).

Тихоокеанский флот полностью лишился своего командования в один роковой день - 7 февраля 1981 года .-11

Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал Интересная жизнь с Vera Star