Быть или не быть мобилизации? Вот в чем вопрос. Этот поистине гамлетовский вопрос мучает миллионы людей в России. И как ни странно, в первую очередь, женщин, матерей, у которых взрослые молодые сыновья.
Мужчины на то они и мужчины, чтобы смотреть на это вопрос мужественно и стоически. К службе в армии мы относимся не только как к священному долгу каждого русского мужика, но и даже как к некоей роковой неизбежности. Будь, что будет.
На мой взгляд неплохо это состояние описывает Максим Горький в рассказе "Жалобы" 1911 года:
-- Мне кажется, -- говорил он [рассказывает некий офицер (прим. автора)], дёргая шеей и прикрыв глаза, -- что я однажды видел весь народ в аллегорическом человеке -- в запасном солдате, новгородце. Странный случай, знаете, но бывает это -- перейдёт вам однажды человек дорогу, а вы помните его почему-то всю жизнь. Так и тут -- мне пришлось быть в Старой Руссе, во время мобилизации; стою на платформе, сажают солдат в вагоны, бабы ревут, пьяные орут, трезвые смотрят так, точно с них кожу сдирать будут через час. Сразу, знаете, видно, что народ, понимаете -- народ! -- собирается защищать свою страну от коварного врага и так далее. Чёрт! Между прочими прискорбными рожами вижу одну -- настоящий эдакий великорус: грудища, бородища, ручищи, нос картофелиной, глаза голубые и -- это спокойное лицо... эдакое терпеливое, чёрт его возьми, лицо, уверенное такое... уверенное в том, что ничего хорошего не может быть, не будет никогда! Держит за плечо свою оплаканную, раскисшую в слезах бабёнку и внушает ей могильным голосом, но -- спокойно, заметьте, спокойно, дьявольщина, внушает, кому что продать, сколько взять и прочее. Никаких надежд на возвращение, видимо, не питает, и не мобилизация это для него, а -- ликвидация жизни, всей жизни, понимаете! Очень приятно видеть эдакое... этот анафемский фатализм, с которым человек отправляется на бой, на борьбу! Вы понимаете -- фатализм и борьба, а? Соединение огня с водой дает пар, а тут уж чистый нигиль! Нуль, дыра бездонная! Я ему говорю: "Что ж ты, братец мой, так уж, а? Отправляешься на эдакое дело, а духа -- никакого! Надо, братец мой, дух боевой иметь, надо надеяться на победу и возвращение домой со славой! Надо, мол, исполнять долг с жаром, с огёем и страстью! Для родины это, пойми..." -- "Мы, говорит, ваше благородие, это понимаем! Мы, говорит, согласны исполнить всё, что прикажут". -- "Да ты, говорю, сам-то как -- хочешь победы?" -- "Нам, говорит, не то что победа, а хоть бы и совсем не воевать". Тьфу! Тут его унтер пихнул в вагон.
Эта литературная иллюстрация Горького мне и самому кажется несколько устаревшей с точки зрения характеристики современности, тем не менее, думается, что в некоторой части она все-таки верна.
Вместе с тем, у нас в России очень много честных порядочных мужественных людей, готовых бросить все и встать на защиту Родины. Но о них чуть позже.
Несмотря на все уверение наших официальных властей о том, что российская армия на Украине вполне справляется с противником имеющимися силами, вопрос призыва в армию дополнительного контингента в обществе все еще актуален.
И тут непонятная ситуация на линии боевых действий, вроде бы продвигаемся, но многим кажется, что медленно. Да и Министерство Обороны темнит насчет потерь.
К тому же сама математика войны подсказывает необходимость увеличения численности действующей российской армии. Любой, кто пытался хоть как-то сопоставлять опубликованные в интернете данные по численности сухопутных войск Украины и России, знает, что наших войск на Украине недостаточно, чтобы иметь значимый перевес в силах.
Конечно можно успокаивать себя, уповая на слова великого Суворова "Воюют не числом, а умением". Но для многих такой отсыл к качественной стороне вопроса не кажется убедительным. А то и вовсе вызовет нездоровые ухмылки. Особенно у тех, кто реально служил, служит, или знает о ситуации в армии не понаслышке.
Но мы здесь не должны ни идеализировать армию, ни впадать в пораженчество. Война - это всегда состояние неопределенности. Армейский механизм любой страны в таких условия работает с изрядным скрипом. И количественное наращивание сил качественно мало что меняет.
Тем не менее с высокой трибуны министром обороны Шойгу на днях заявлено, что в связи с возросшими военно-политическими угрозами со стороны НАТО в Западном военном округе будет сформировано 12 новых частей и подразделений. То есть увеличение армии идет. Но идет оно вне привязки к спецоперации, вроде как.(?)
Также на днях появилось обращение Общероссийского Офицерского собрания к Президенту РФ и другим руководителям высшего ранга страны:
Кому интересно может ознакомиться с полным текстом по этой ссылке.
Здесь же приведу только часть, напрямую касающуюся нашей темы:
3. На основании Указа Президента РФ от 1 июля 2014 года № 482 «Об утверждении Положения о территориальной обороне», статьи 10.1 «Ведение территориальной обороны» закона о военном положении на территориях, где введено военное положение, в развитие российских военно-исторических традиций приступить к формированию войсковых казачьих соединений и частей и станичных подразделений, а также частей и подразделения Земского Народного Ополчения, народных дружин и других организационных структур территориальной обороны.
/////////////////////////
7. Объявить частичную мобилизацию на всей территории Российской Федерации для дополнительного формирования трёх полноценных оперативно-стратегических объединений: Северо-Украинского фронта, Центрально-Украинского фронта и Южно-Украинского фронта с созданием многократного и подавляющего превосходства над противником в личном составе, вооружении и всех видах техники с целью резкого уменьшения потерь и сокращения сроков Национально-освободительного похода Российской Армии и военных действий на бывшей Украине в целом.
Ближайшими стратегическими задачами определить: Северо-Украинскому фронту – освобождение Харьковской, Сумской, Черниговской, Киевской, Житомирской областей и столицы Малороссии города Киев; Центрально-Украинскому фронту – завершение освобождения Донецкой и Луганской Народных Республик с последующим освобождением всей левобережной части Запорожской, Днепропетровской, Полтавской, Черкасской областей; Южно-Украинскому фронту – освобождение Николаевской, Одесской, Елизаветградской (бывшей Кировоградской), правобережных частей Днепропетровской области, Винницкой области.
Дальнейшей стратегической задачей группы фронтов определить освобождение всей Западной части бывшей Украины и выход на западную государственную границу бывшего СССР с передачей охраны границы Особому Украинскому пограничному округу в составе Пограничных войск ФСБ Российской Федерации.
Вот так вот, ни много, ни мало.
Несколько слов об Общероссийском Офицерском собрании. Это общественная организация, объединяющая российских офицеров запаса, неравнодушных к судьбе нашей страны. Возглавляет собрание небезызвестный полковник Квачков. Он в свое время прославился организацией покушения на Чубайса. Акция не удалась. Полковник честно отсидел несколько лет в тюремной камере.
Пусть на меня не обижается товарищ полковник. Он вполне герой моего романа. Да и у меня отец полковник запаса.
Теперь к обращению. Текст довольно алармистский. После его прочтения хочется сразу выкатить пулемет Максим, спрятанный в годы войны в сарае. Да что, Максим, впору выкатывать пушку "сорокопятку".
Но охладим чувства и включим разум. Отставные военные, при всем моем уважении к ним, не всегда корректно воспринимают ситуацию. Многие из них живут категориями эпохи Советского Союза, и подходят к ситуации с точки зрения прошлого.
И таких алармистов сейчас очень много. Особенно их много в Телеграмм-каналах, рассказывающих о том как все плохо и ужасно в зоне боевых действий. Могу показаться чрезмерно циничным, но на войне всегда все кажется плохо и ужасно. Война - это аномальное состояние для человеческой психики.
Масло в огонь подливает и украинская сторона, тиражирующая через российские соцсети слухи о возможной мобилизации в России. С началом спецоперации появились факты, свидетельствующие о том, что российские военкоматы начали обзванивать военнообязанных с предложением о поступлении на службу по контракту.
МО РФ довольно оперативно на это прореагировало, заявив что эти звонки якобы от военкоматов - это провокации украинской службы психологических операций. Ну вполне возможно. Но это вовсе не означает, что наше министерство обороны не ведет работу по привлечению резервистов в армию.
Помните, еще накануне спецоперации был объявлен указ о призыве на очередные воинские сборы. При этом говорилось об этом как о регулярном мероприятии. Все так - это действительно регулярное мероприятие. Но мы не знаем, сколько из этих резервистов подписали "неожиданно" контракты и пополнили ряды российской армии.
А что же в нашей жизни последних месяцев было нерегулярным?
Например, 11 марта министром обороны была озвучена информация о большом количестве добровольцев, в основном с Ближнего Востока, готовых приехать в Россию и принять участие в борьбе с укронацизмом. Информация подавалась в одобрительном ключе. Но развития в СМИ эта тема не получила. Хотя для любого гражданина РФ, событие довольно странное. Все-таки конфликт на Украине - это наше дело, дело России, причем тут выходцы с Ближнего Востока.
И совсем недавно, пару дней назад появилась законодательная инициатива о снятии верхнего возрастного порога при заключении контракта на военную службу. Почему она вообще появилась?
Открою "страшную" тайну. Те кто, выбирают для себя карьеру военного, будь то офицер, или сержант-контрактник, вовсе не горят желанием сложить буйну головушку при первой попавшейся возможности. Нет. В армию идут чтобы служить. Это тоже работа. Правда предполагающая риск для жизни. Но таких профессий полно и на гражданке. Взять хотя бы шахтеров.
В условиях военного времени количество желающих поступить на службу естественно падает. Сразу оговорюсь, это не какой-то научный вывод, подкрепленный статистикой. Это результат моих размышлений.
При этом я делаю поправку на то, что мы не говорим о войне уровня Великой Отечественной, когда "Все для фронта, все для победы", когда действует мобилизация и жесткая ответственность за уклонение от службы.
Для многих сейчас, Украина - это где-то там. Но не для действующих военных. Для них - это вполне здесь. И для тех, кто принимает сейчас решение о службе по контракту - это тоже здесь. Это очень сложный моральный выбор.
Подумайте. Законом пока оговорен допустимый возраст от 18 до 40 лет. Понятно, что самым молодым, где-то до 30 лет как мне кажется, море еще по колено. Юношеский максимализм позволяет легче относиться к жизни.
Тем кому от 30 до 40 уже есть, что терять. Семья, дети, ипотека, кредиты. Поэтому мужчины из этой возрастной когорты трижды подумают, прежде чем выберут службу по контракту. И это не вопрос трусости. Думаю, большинство вполне готово к этому шагу. Суровая правда жизни и быта твоей семьи пересиливает.
А вот после 40 лет отношение к жизни меняется. И если дети уже взрослые, то ты можешь позволить для себя "роскошь" исполнить гражданский долг и пожить для страны.
На самом деле, здесь мне с трудом приходится подбирать слова на грани банального прагматизма, даже цинизма и моральных человеческих норм. Чтобы не быть не правильно понятым и обвиненным. Но не все конечно поймут.
Но ведь по факту так и получается, что новый законопроект призван привлечь на службу в армию тех людей, которые уже прошли определенный жизненный путь, построили дом, посадили дерево, вырастили сына, и теперь готовы без лишних сантиментов пойти и прикрыть собой, все что у них было в жизни, все чего они добились, все что осталось в тылу. Чтобы все это дальше жило. Теперь они - эти взрослые мужики готовы.
В бой идут одни старики
Чтобы дети остались живые
Жизнью крученые мужики
Трижды битые, далеко не святые...
С государственной точки зрения это правильный рациональный шаг. Но он уже далеко не первый.
Еще с 2015 года на правах эксперимента в Южном Военном округе начал реализовываться проект БАРС. За этим кошачьим названием скрывается вполне армейская аббревиатура - Боевой армейский резерв специальный. В такой маркетинговой упаковке он стал известен осенью 2021, хотя уже к этому времени в эту систему удалось привлечь почти 40 тыс. резервистов.
Что же такое БАРС? Если упрощенно в двух словах - это служба по контракту, но в резерве. У такого резервиста сохраняется гражданская работа, но периодически он призывается для прохождения сборов. И за службу в резерве такой контрактник получает определенное денежное вознаграждение.
И вот тут, к примеру на должности от рядового до младшего офицера можно заключить контракт до возраста до 47 лет, для старших офицеров - до 52.
Понятно, что это новая система и совсем не идет все гладко.
Интересующиеся могут без прикрас почитать об этом проекте здесь:
Правда, пост по этой ссылке писался осенью до начала спецоперации, но представить истинное положение дел в данном проекте можно.
У этого начинания еще много подводных камней, юридических нестыковок, сложностей, но когда в нашем государстве было по другому? Радует то, что власть все-таки делает ставку на профессионалов в военном деле.
Подводя итог вполне смело можно сказать - мобилизация идет. Но идет она для тех, кто ее выбирает осознанно.
Если ситуация в мире будет ухудшаться, а военная опасность для России расти, то конечно здесь уже вопрос не будет стоять в духе "хочу или не хочу". Надо. Просто надо!
P.S. Слушал накануне радио. Тема внутренний туризм, туристическое снаряжение. Растет спрос на специальную обувь, рюкзаки, различное снаряжение, походную мебель - почти в 10 раз, спрос на лодки и моторы в 6 раз. Такая вот у нас внутренняя мобилизация.
Уважаемый читатель, если Вам интересен проект ВоенПолитИнформ, и хотите чтобы он развивался, то Вы можете пожертвовать от широты души своей небольшую копеечку. Спасибо за поддержку!