Здесь, у памятника погибшим на пароходе "Адмирал Нахимов", мы оказались поздно вечером. Днем тепло и солнечно, а вечером пронизывающий до костей ветер. Такой же был и в тот страшный вечер 31 августа 1986 года, когда больше тысячи человек в мгновение ока оказались в ледяной воде, в темноте, с детьми...И волны в два метра...
Пароход "Адмирал Нахимов" был построен в Германии в 1925 году. И назывался "Берлин". До войны он использовался как пассажирский лайнер. В Великую Отечественную - как госпитальное судно.
В 1945 году корабль несколько раз подрывался на минах. Был подтоплен, но судно удалось поднять и отремонтировать. После чего его переименовали в "Адмирал Нахимов".
Пароход осуществлял морские круизы. Вот и в тот злополучный день 31 августа 1986 года, приняв пассажиров в Новороссийском порту, он направлялся в круиз в Сочи.
Все понимали, что пароход старый и ему давно пора на металлолом. Каждый раз, отправляя в рейс, говорили, мол, ну вот в последний раз сходит и разберем. Вот вам и в последний раз...
Капитану парохода Маркову было известно, что в это же время со стороны Босфора к порту приближается сухогруз " Петр Васев". "Петр Васев" обещал уступить дорогу.
Капитан "Адмирала Нахимова" Вадим Марков был уверен, что два судна без труда разойдутся в бухте. Задав курс судна, он покинул мостик, оставив старшим своего помощника и отправился к себе в каюту.
Помощник капитана, увидев опасное сближение, кричал капитану сухогруза Ткаченко: "Что же вы делаете?Мы же идем на столкновение!" Тот отвечал: " Не волнуйтесь, разойдемся". А когда заметил опасность и скомандовал: " Полный назад!" , было уже поздно.
"Васев" буквально протаранил "Нахимова", пропоров обшиву парохода от седьмого до десятого отсека. Площадь пробоины, как позднее установили специалисты, составила более 84 кв.м.
Что было дальше? Был кошмар. Машинное отделение было затоплено через полминуты после столкновения. Погас свет.
Многие из пассажиров уже легли спать или укладывали детей. Они уже так и не смогли выйти из кают.
Корабль погружался в воду кормой. Те, кто были на палубе, держались за все, за что можно было ухватиться.
Через 8 минут "Адмирал Нахимов" затонул.
На поверхности воды оказались около тысячи человек. Проходящий мимо катер заметил аварию и подал сигнал тревоги. 64 катера устремились к месту катастрофы. Очевидцы рассказывают, что волны в ту ночь были высотой в два метра. И картина происходящего на море сильно смахивала на сцену апокалипсиса. Вылившееся горючее, плавающие трупы...
Подняли 423 трупа, 65 человек навсегда остались под водой.
Капитана Маркова и капитана Ткаченко судили. Обоих приговорили к 15 годам тюрьмы. Но выпустили через 5 лет.
Ткаченко поменял фамилию и эмигрировал в Израиль. В сентябре 2003 года яхта под его управлением потерпела крушение. Пассажиры и он сам погибли.
Пароход " Адмирал Нахимов" до сих пор лежит здесь, в Целисской бухте, на глубине 47 м.
Вот таким коварным может быть море. А может, это и не море виновато, а элементарное человеческое разгильдяйство.
Вообще в этих местах много кораблей пошли ко дну или потерпели аварию. Еще об одном таком судне РИО я расскажу в следующий раз. Мы как раз вчера на нем были.