Со старшими детьми я боялась перестараться. Свободное владение английским с пелёнок? А зачем так рано?! Вдруг потом ребёнок будет путать слова или неверно произносить звуки родного языка? Билингвизм - спорная тема в педагогике. Пусть разберётся сначала с русским... Чтение лет с трёх? Да ладно, ещё зрение испортит. Пусть у ребёнка будет детство! Не успевала оглянуться - здравствуй школа. Английский? С подружками-одноклассницами платно, на дополнительных занятиях в школе! Там ведь подружки!!! Чтение? Где-то недоклеенные кубики Зайцева на антресоли были... Эх, уже поздно для них. Пожалуй, научим по азбуке Жуковой. Или отведём на скорочтение. Не важно, что в месяц за него надо отдать 7 тысяч в месяц (в 2014 году) и ходить туда пару раз в неделю весь учебный год перед школой. Зато ребёнок без истерик научится читать...
Потом, когда старшие перешли рубеж первого класса, мне попалась информация о Гленне Домане и его чудесных подопечных,читавших с двух лет, изучавших с пелёнок иностранные языки, математику, естественные науки... Скептики от отечественной педагогики фыркали: "дрессированные обезьянки"! А в институте Домана рассказывали о нобелевских лауреатах и олимпийских чемпионах, выращенных по их методу. И о слепоглухонемых детях, выросших в успешных, встроившихся в этот негостеприимный мир людей! Но тогда вникать в систему Домана мне было уже поздно. А сейчас...
Дочке на днях полгода. И вот, наконец, я окончательно понимаю, что спокойная жизнь с привычным укладом никому из нас уже не грозит. Мир изменился безвозвратно. И ребёнка к жизни в этом мире придётся подготовить совсем не так, как старших. Возможно уже много времени упущено. И надо срочно навёрстывать. Откуда такой настрой? Всё просто и сложно одновременно. От "инсайдов" в системе образования. До не объяснённой наукой интуиции. Обо всём по порядку...
Года полтора назад коллега по работе проходила повышение квалификации. Для преподавателей ВУЗов это такая же норма, как и для врачей, например. Каждые три года ты обязан стать лучше и профессиональнее, познакомиться с новинками в методиках преподавания и в научных наработках своего предмета. Раньше повышение квалификации было связано с командировками, живым общением и возможностью обменяться мнениями с коллегами. А с 2020-го все ушли на дистант.
И вот математику со степенью кандидата экономических наук серьёзные московские специалисты популярно объяснили в онлайне, что скоро всё образование, включая университетское, будет жить на дистанте. Несколько десятков ведущих профессоров запишут видеолекции по темам, в которых специализируются. Доценты составят банки тестовых практических заданий. А "специально обученные" люди и компьютерные программы проверят ответы студентов на эти тесты. И, как бы, ВСЁ...
Мол, не обольщайтесь, господин доцент. От Вас в лучшем случае потребуется несколько тестов составить. Если найдёте "нужные" и "правильные" связи в Питере или Москве. В худшем - меняйте сферу деятельности уже сейчас.
На кафедре над этой информацией посмеялись. Особенно профессура в предпенсионном возрасте. Остальные, борясь с нервным тиком от бесконечных переписываний рабочих программ к очередной аккредитации, менее оптимистично промолчали...
К чему это я? Если университетская система будет "оцифрована", то останутся ли шансы уцелеть в прежнем формате обычным школам? Крайне маловероятно! А родители не первых детей, перешедших рубеж восьми лет, уже успели познакомиться со школьным дистантом. Многим он оказался не по зубам. Бились в истерике все: и учителя (круглосуточно занятые подготовкой заданий и их проверкой, не считая проведения занятий в Zoom), и родители (не успевающие даже ужин приготовить и ложащиеся спать после полуночи голодными и злыми - из-за необходимости выполнить с ребёнком школьные задания с дистанта), и дети (чьи родители массово наносили им чуть ли не побои психо-эмоциональные травмы, учителя мало что объясняли, но много требовали и т.д. и т.п.). Если кто-то пережил этот период спокойно и без потерь - знайте, Вам крупно повезло и Вы в меньшинстве! У Вас либо гениальные дети и Вам крупно повезло с учителями. Либо - с точностью до наоборот. Мимо Вашего ребёнка прошло образование, а учителя имитировали учебный процесс...
А теперь сложим 1+1. Представим, что информация о дистанте на всех уровнях системы образования - это не преувеличение. Просто цифровизация поглотит всех и вся. Школы не на дистанте сохранятся только для элиты. Остальным - добро пожаловать в ад на дистант! Вместо бумажных книг и учебников - PDF, сколиоз и плохое зрение. Вместо знаний - некие мифические "компетенции"... И, увы, "входным билетиком" в живое обучение для не элиты станут ветеринарные паспорта сертификаты о вакцинации...
Мне, безусловно, могут возразить, что у нас СВО, мы боремся с коллективным Западом и, будучи "изолированными" от него будем строить своё "суверенное и независимое", а также "импортозамещать". Я всеми руками за. И теоретически (!) такой вариант возможен. Но пока заметно лишь продолжение активных контактов с ВОЗ (под призывы отдельных депутатов Думы, пиарящихся на теме, выйти из этой организации) , сохранение Болонской системы в ВУЗах, а ЕГЭ в школах (о губительности которых не писали и не говорили вслух в академической среде только боящиеся за свои кресла ленивые)...
Поэтому я предпочту не просто "пожить и посмотреть". А начать действовать, исходя из худших ожиданий. Лучше, как говорится, перебдеть.
Какой ребёнок сможет с лёгкостью вписаться в изменяющуюся учебную среду? Не заметить разницы между обучением в классе или в Zoom, как бы этот "Zoom" не назвали при импортозамещении? Ребёнок, желающий и умеющий познавать окружающий его мир, сознающий ценность приобретения знаний и навыков, получающий удовольствие от процесса. И таким ребёнка не сделает просмотр мультфильмов или поход в игровые зоны торгово-развлекательных центров нашей большой страны! Да и недешевые услуги преподавателей и воспитателей центров и клубов раннего развития не всегда окажутся действительно эффективны. Придётся поработать родителям! Причём поработать основательно! Остаётся понять как!
То есть, необходимо определиться с системой или методикой раннего развития, выбрав из имеющихся, либо создав свою. Но для начала сориентироваться на местности: понять что уже наработано за последние лет 150. Какими были ошибки и достижения предшественников. Возможно, все велосипеды давно изобретены?!
Из методик и/или систем на слуху Мария Монтессори и Гленн Доман. По крайней мере у меня. Есть ещё кубики Н. Зайцева и пособия Н.С. Жуковой - для чтения. Системы скорочтения (но это после 5-6 лет). И совсем уж экзотичные варианты типа методики Павла Тюленева, призывающего "научить ребёнка читать раньше, чем ходить". В чём их плюсы и минусы, специфика? Постараюсь разобраться и выбрать что-то максимально близкое для себя. Но сначала сформулирую цели этого самого раннего развития.
Итак, чего необходимо достичь? Гармонично развитую личность, имеющую определённую базу, на которой потом можно будет получать любые знания, формировать умения и навыки - по желанию и потребностям ребёнка. А такая база - это в первую очередь чтение и математические способности, второй язык. Развитие их в "привычном" возрасте (т.е. ближе к 6-7 годам) - это "ломка ребёнка через колено", как сказал мне один знакомый логопед со стажем больше 30 лет.
Большинство известных человечеству гениев читали с 4-5 лет. И весь вопрос в том читали ли они со столь раннего возраста потому что гениальны. Или стали гениальны потому, что рано начали читать? Я склоняюсь ко второму варианту. И опыт Домана или того же П. Тюленева подтверждает, что научить ребёнка читать можно не только в четырём, но и к двум годам. Более того, в таком возрасте эффективность обучения окажется выше! Другое дело, что учить читать вопреки желаниям ребёнка или за счёт ограничения развития других навыков ( в первую очередь физических) - крайне не правильно. И этого необходимо избежать.
Будем искать!)) И разберём каждую из методик на основании открытых данных. О ходе эксперимента буду отписываться по мере прогресса.
Надеюсь, что среди читателей окажутся те, у кого был свой опыт общения с ранним развитием. И уж точно у Вас есть своё мнение о том что надо и не надо делать в этом вопросе. Буду признательна за "наводки"!
📌Подписывайтесь на канал. Будем дружить!) Делиться впечатлениями и опытом😘
#раннее развитие #методика Домана #монтессори #методика Тюленева #чтение с пелёнок #кубики зайцева #вырастить гения #цифровизация образования #дистанционка #дети билингвы