Найти тему
Pro жизнь

Нарушенная привязанность и депривация - чем грозит

Итак, плавно переходим к детским поведенческим реакциям, которые возникают как привычный ответ на событие, содержащее психологический триггер.

В прошлой статье я описала 3 типовые реакции, характерные для человека в стрессовой ситуации
https://zen.yandex.ru/media/shatovapsycholog/reakcii-na-stress-kakoi-sposob-tvoi-6273734c06cc8d68b3b12537

Теперь подробно разберем, в каких конкретных действиях эти три типовые реакции могут проявляться.

Наиболее сильными травмирующими событиями для ребенка являются насилие (физическое и эмоциональное), отсутствие эмоциональной близости, нестабильность и непостоянство отношений (покинутость) и отвержение. В семьях, где такие события повторяются регулярно и становятся некой "нормой" общения и взаимодействия, у ребенка вырабатывается "рабочая" привычна модель поведения, которая позволяет ему уходить от страха и тревоги и справляться с фрустрацией. В этом же месте формируется деструктивный тип привязанности, который потом отражается во взаимоотношениях с окружающими на протяжении всей жизни (можно заметить схожие паттерны поведения в различных сферах и областях, где складываются тесные взаимосвязи).

Что видит и чувствует ребенок в ситуациях, описанных выше?

1. Отвержение (социальная изоляция) - это может относиться не только к отношениям внутри семьи, где ребенка постоянно отвергают или изолируют от внешнего мира, но и ко всей семье в целом, если семья придерживается традиций, чуждых для той местности, в которой она проживает (например, это может касаться семей иммигрантов), или если семья не вписывается в окружающее общество по социально-экономическому статусу (уровню дохода, социально-бытовым условиям проживания). Ребенок в таких условиях принимает мысль, что он отличается от других, и по причине этого отличия не принимается в группу, чувствует себя гадким утенком. И тогда, чтобы спастись от чувств, которые возникают в момент отвержения, ребенок выбирает наиболее ему близкую модель поведения: в случае подчинения принимает идею быть одиночкой, не вступать в контакт без явной необходимости (если такая возникает, испытывает дискомфорт); в случае избегания обычно сторонится больших компаний, дружбы, групповых мероприятий; при гиперкомпенсации будет напротив стремиться быть как можно ближе к людям, подчиняясь их правилам, дружить со всеми.

2. Покинутость, нестабильность отношений - довольно распространенная схема, при которой в семье нет четких правил, нарушено взаимодействие (например, может быть забота, но она непоследовательная, правила могут быть противоречивыми, нет заинтересованности в ребенке, родители часто отсутствуют или внезапно уезжают, не готовя к этому ребенка заранее и т.д.). Часто эта схема сочетается с отсутствием эмоциональной близости, они могут дополнять друг друга. Ребенок чувствует одиночество, подсознательно ждет, что близкий человек (сначала родитель, затем друг, партнер и т.п.) его покинет, чувствует свою неважность, в отношениях постоянно присутствует ощущение нестабильности. Тогда в поведении может проявляться парадокс. В реакции подчинения такой человек будет искать подтверждения нестабильности, выбирать себе неподходящих друзей (вероятно, для того, чтобы получить возможность рано или поздно справиться с внутренней проблемой и выйти из порочного круга). При реакции избегания в поведении будет проявляться нежелание или боязнь вступать в близкие отношения с кем бы то ни было. Как только отношения становятся близки к привязанности, будет появляться стойкое желание их прекратить; отношения по большей части поверхностные или функциональные. Реакция гиперкомпенсации будет проявляться в тщательном отборе друзей по строгим критериям, такая дружба будет очень близкой, в ней будет много ревности. Это все будет прослеживаться не только в дружбе, но и в отношениях интимного характера, и в рабочих отношениях в том числе.

3. Отсутствие эмоциональной близости существует в семьях, где не принято делиться сокровенным, говорить по душам, где взаимодействие больше функциональное (накормить, купить игрушку, проверить уроки, нагрузить домашней работой и т.д.). Пренебрежение ощущается именно в эмоциональном ключе, внутренние переживания никому не нужны, о них никто не слышит, считает их неважными. Здесь у ребенка возникает внутренняя уязвимость, он не получает моральной поддержки и также чувствует себя одиноким, даже если окружен людьми. Также при подчинении такой человек оказывается окруженным друзьями, которые эмоционально отстранены, он принимает эти условия игры, не ищет близости. При избегании дружбы как таковой вообще не складывается. Такие люди(дети) мечтательны, всегда как бы находятся в своем мире, не нуждаются ни в чьем обществе, держатся особняком. И только при гиперкомпенсации мы видим, как начинают проявляться агрессивные нотки требовательности, такой человек начинает удовлетворять свою потребность в эмоциональном контакте за счет других, часто пренебрегая их желаниями и границами.

4. Физическое и эмоциональное насилие - вызывает недоверие и постоянное тревожное ожидание причинения вреда. Это и телесные наказания, и эксплуатация и сексуальные домогательства, инцест. Ребенок в таких условиях четко усваивает, что сближаться с кем-то опасно, нужно быть максимально осторожным. И тогда он либо стремится быть как можно ближе, и тогда отношения становятся похожими на "рабские" (если буду таким как надо, то может пронесет, типичная жертва буллинга), либо будет со страхом (вплоть до панических атак) избегать ситуации, где он может подвергнуться жестокому обращению, и третий вариант - самому стать диктатором, эксплуататором, найти друзей, над которыми можно доминировать, которых можно унижать (типичный буллер).

5. Еще одна разновидность эмоционального насилия - унижение. Когда ребенка систематически и публично унижают посредством стыда, не уважают его границы, игнорируют или не признают его ценность, происходит деградация детских потребностей, искажение представлений о себе. Ребенок, а в последствии взрослый, принимает чужое мнение внутрь себя как свое личное, всю его жизнь его преследует идея о собственной неполноценности, уродливости, некомпетентности, испорченности. В дружбе, на работе, в отношениях в реакции принятия он соглашается быть козлом отпущения (типичная жертва буллинга). При избегании такой человек выглядит напряженным, не любит высказывать свое мнение, демонстрировать свои умения, выглядит "махровым" интровертом, любит уединенность. Тогда как при гиперкомпенсации он будет показывать чрезмерное самообладание, или же напротив возвеличивание себя за счет резкой критики и унижения других.

В следующих статьях мы также подробно рассмотрим и другие стратегии поведения. Когда мы видим конкретное деструктивное проявление, которое мешает выстраивать продуктивные отношения, достигать целей, получать результаты, мы можем, проанализировав, понять, в какой фрустрации зависает человек, и правильно подобрать тактику взаимодействия, необходимые для коррекции шаги.

#советы психолога #поведение ребенка #психология семейных отношений #трудный ребенок #буллинг #коррекция поведения #детский психолог