Найти тему

Пять уникальных экспонатов Исторического музея

В этом году ему исполнилось 150 лет. По случаю юбилея из закрытых фондов достали редкие экспонаты, которые доступны для посетителей только до конца мая

Пять причин побывать в Историческом музее

Увидеть золотую монету Ивана Грозного

На обеих ее сторонах – двуглавые орлы. На их головах – короны, на груди – щиты. У птицы с лицевой стороны монеты на щите – единорог. На другой – всадник, который держит в правой руке копье острием вниз. Этот мужественный орел символизирует Ивана Грозного. Это же изображение есть и на гербе Москвы. На обеих сторонах монеты вокруг птиц перечислены бессчетные титулы государя.

«Золотой» в пять угорских царя Ивана Васильевича Грозного (1533‒1584)
«Золотой» в пять угорских царя Ивана Васильевича Грозного (1533‒1584)

Грозный был еще и царем Полоцким. Монетку отчеканили в 1563 году. Она существует в единственном экземпляре. В XIX веке хранилась у князя Долгорукова. Номинал «пять угорских» – так придумала оценивать деньги царевна Софья Алексеевна. Это самая крупная золотая монета XV – XVI веков из тех, что сохранились до нашего времени. Ею царь награждал за ратные подвиги. Дырочки у краев свидетельствуют о том, что ее вешали на шею или пришивали к одежде.

Полюбоваться кокошником Царевны-лебедь

Название головного убора происходит от слова «кокош», что в переводе с древнерусского значит «курица-наседка». Тот, что можно увидеть на фото в музее, носили в Костромской губернии в XVIII веке. Лицевая часть богато украшенного кокошника – вытянутой остроконечной формы. Она покрыта жемчугом, перламутровыми плашками и цветными стеклами. Ажурный растительный орнамент окаймлен золоченой фольгой. Затылочная часть – из светлой шелковой ткани с узором в виде корзинок с цветами. Подкладка из бахты – тонкого хлопка.

Кокошник. Центральная Россия. Первая половина XVIII в.
Кокошник. Центральная Россия. Первая половина XVIII в.

В коллекции ГИМа нет одинаковых кокошников. Первые «короны» передала музею императрица Мария Федоровна в мае 1886 года. Их носили замужние женщины – нужно было прятать волосы. После реформ Петра I такие головные уборы остались лишь у крестьянок, мещанок и купчих.

Посмотреть в глаза цесаревичу

Старший сын Николая I с картины смотрит спокойно и открыто. Таким его увидел выдающийся мастер серебряного и черневого дела, вологодский мещанин Сакердон Скрипицын. Цесаревич Александр Николаевич одет в форму казачьего генерала. Овальный поясной портрет создан по подобию икон. Это гравюра на серебре. Она заключена во все позолоченное: сначала – в медальон, а потом и в прямоугольную рамку, которую сделал тоже Скрипицын. На ее поверхность он нанес орнамент в неоклассическом стиле.

Портрет цесаревича Александра Николаевича. Мастер С. Скрипицын. Вологда. 1837–1838 гг.
Портрет цесаревича Александра Николаевича. Мастер С. Скрипицын. Вологда. 1837–1838 гг.

Портрет создали к двум круглым датам из жизни Александра Николаевича: его двадцатилетию и десятилетию шефства в Атаманском полку. Наследника престола после отмены крепостного права стали называть царем-освободителем. Он был женат на немецкой принцессе, в браке родилось восемь детей, а умер он от рук народовольцев.

Разгадать секрет двустенного стакана

На самом деле их два. У внутреннего край изогнут так, что плотно вставляется во внешний. Между стенками – аппликация: домик из соломки, мох, засушенные травы, раскрашенная бумага. Из-за того, что один стакан так хитро вставлен в другой, органические компоненты сохранились в первоначальном виде.

Двустенный стакан. Мастер А. П. Вершинин. Пензенская губ., Городищенский уезд, с. Никольское. 1800-е гг.
Двустенный стакан. Мастер А. П. Вершинин. Пензенская губ., Городищенский уезд, с. Никольское. 1800-е гг.

Чудо-посуду создал в 1800 году Александр Вершинин. Он был главным мастером легендарного Бахметевского хрустального завода. За работы, сплошь произведения искусства, он получил в подарок от императора Александра I золотые часы. В другие стаканы мастер «помещал» прогуливающихся дам и кавалеров, пастухов, охотников и рыбаков, зверей и птиц.

В русской литературе нередко упоминают слово «кунштюк». В переводе с немецкого – фокус, проделка. Так называли стаканы Вершинина. «Кунштюками» особенно увлекались в свете во время правления Екатерины II.

Попытаться вскрыть старинный сейф

Еще один занимательный экспонат – сундук-подголовок. При взгляде на него создается ощущение, что внутрь можно положить голову и вздремнуть сидя. Но – нет. Так в XVI – первой половине XVIII века называли емкость для перевозки документов и драгоценностей. Дорожные сейфы встречались и в XIX веке у крестьян и горожан Русского Севера.

Сундук-подголовок. Северная Двина, район Борка. 1688 г.
Сундук-подголовок. Северная Двина, район Борка. 1688 г.

Этот подголовок называется «Древо жизни». Оно изображено на внутренней стороне крышки. Ствол облепили, будто бы милуясь, лев и единорог. В европейской культуре эпохи Возрождения, которой интересовались мастера того времени, лев ассоциируется с золотом, а единорог – с серебром. Наверху на ветвях симметрично сидят птицы. Слева и справа – стражи: старец с пикой и юноша с саблей и стягом в руках. «Сейф» был создан в поселке Борки на Северной Двине в 1688 году.

В помощь туристу

Музей находится в центре Москвы – на Красной площади. Собрание рассказывает о многовековой истории и культуре с древнейших времен до наших дней. В коллекции – больше пяти миллионов предметов. В его ведении – и Покровский собор, и памятник Минину и Пожарскому, и Палаты бояр Романовых на Варварке, и царская усадьба «Измайлово». А еще – Музей Отечественной войны 1812 года, Артиллерийский дворик с экспозицией под открытым небом и филиал в Туле.

Выставка «Экспонат к 150-летию Исторического музея» открыта до 31 мая.

Билет для взрослого стоит четыреста рублей, для ребенка – двести. Для граждан РБ цена такая же.

Евгения Заболотских

Фото: shm.ru

© "Союзное Вече", № 21/2022

Вам по нраву материал — подпишись на наш канал
Чтоб и дальше было так — не забудь поставить знак 👍