Книга пророка Мала́хии — #книга, входящая в состав Ветхого Завета. Последняя книга из «#Двенадцати #малых #пророков». Написана пророком Малахией.
В современных изданиях #Библии Лютера и Новой #Вульгате книга имеет три главы. В современной греческой, церковнославянской и русской Библии, а также в англоязычных изданиях Библии книга Малахии разделена на четыре главы, так что первый стих четвёртой главы в этих Библиях является 19-м стихом третьей главы в Танахе.
#Общее #содержание речей #пророка #Малахии — это протест против небрежности в деле богослужения и, вообще, против нарушения теократических обычаев в израильском народе. Храм уже был построен, жертвоприношения были в полном ходу, однако первоначальная ревность к этому делу благочестия достаточно охладела.
Всего более сходства эти недостатки имеют с теми, какие обличаются в 13-й главе книги Неемии. Так, Малахия осуждает обычай жениться на язычницах, упрекает евреев за скупость в принесении жертв и десятин, как отчасти делает это и еврейский наместник Иудеи Неемия. Вероятнее всего, что эти обличения были высказаны во время отсутствия Неемии в Иерусалиме в 433 году до н. э.
Пророк Малахия особенно сильно обличает священников и израильтян, которые не имели страха Божия и легкомысленно расторгали свои брачные союзы с законными супругами. Пророк Малахия, как и два других послепленных пророка, Аггей и Захария, придаёт первостепенное значение в жизни еврейского народа вновь построенному Иерусалимскому храму. Всё благополучие народа основано, по его убеждению, на почтении к храму и благоговейном совершении в нём Богослужения.
Однако главною целью пророка Малахии было приготовить народ к пришествию Господа. Многие нетерпеливые евреи уже начали сомневаться в том, придёт ли обетованный прежними пророками Мессия как Судия грешных и Благодетель для праведников. Пророк Малахия возвещает, что Господь придёт скоро, что Он выступит как Судия для всех людей, в том числе, и для иудеев. Он говорил слова Господни: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного».
Особенность книги пророка Малахии заключается в том, что в ней вместо древнего поэтически-риторического способа изложения мыслей появляется, по преимуществу, диалектическое изложение. Пророк, обыкновенно, предпосылает общее положение, а потом выставляет противоположную мысль, которая и даёт ему повод обстоятельно разъяснить и обосновать выставленное им самим положение. Пророк Малахия пишет прозою, но изредка встречаются и стихи. В тексте иногда встречаются арамеизмы. Последнее можно объяснить тем, что евреи после плена подчинились, в отношении языка, влиянию палестинских (западных) арамеев, живших в соседстве с евреями. Также западно-арамейский язык был официальным языком западной части персидского царства.
Пророк Малахия возвещает, что Богу будут поклоняться и другие народы. Также пророк Малахия предвещает, что Бог придет в Свой Храм внезапно и здесь произведет Свой суд над иудеями, причём Ему будет предшествовать Ангел Божий: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф»
О каноническом достоинстве книги пророка Малахии свидетельствует то, что в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова упоминается о двенадцати пророках. Возможно, Сирах цитирует книгу Малахии, когда говорит о пророке Илии. В Новом Завете книга пророка Малахии цитируется неоднократно.