Найти в Дзене

ЧТЕНИЕ КАК ВЫЗОВ

22 мая родилась американская художница Мэри Кассат (1844–1926) – одна из «гранд-дам импрессионизма», кавалер ордена Почётного легиона.

Как дочери миллионера, ей было уготована беззаботная судьба, но Мэри предпочла тернистый путь творчества со множеством испытаний и препятствий. Вместе с семьёй посетив в 11 лет Всемирную выставку в Париже и увидев работы Энгра, Делакруа, Коро, она сразу поняла, кем хочет стать. Вернувшись домой, решила поступать в Пенсильванскую академию изящных искусств. Для пуританской Америки это был моральный вызов.

Семейное чтение, ок. 1901, холст, масло
Семейное чтение, ок. 1901, холст, масло

Даже с началом Гражданской войны в США, когда отец отправил семью в безопасное место, Мэри наотрез отказалась прервать учёбу. По окончании войны она захотела продолжить образование в Париже, но встретила непонимание в семье. После череды скандалов заявила о своём отказе от замужества и материнства ради служения искусству.

Франсуаза читает в кресле с круглой спинкой, ок. 1909, холст, масло
Франсуаза читает в кресле с круглой спинкой, ок. 1909, холст, масло

Однако материнские и детские образы кисти Мэри Кассат исполнены глубокого понимания и неизбывной нежности. Образ Книги стал для неё метафорой домашнего уюта, связи поколений и духовного родства в совместном досуге.

Августа, читающая своей дочери, 1910, холст, масло
Августа, читающая своей дочери, 1910, холст, масло
Миссис Кассат, читающая внукам, 1880, холст, масло
Миссис Кассат, читающая внукам, 1880, холст, масло

Между тем активный период творчества Кассат пришёлся на эпоху неоднозначного восприятия чтения. С одной стороны, оно негласно считалось символом интеллектуального отдыха и привилегией грамотности, доступной пока не всем сословиям. С другой стороны, бытовало ханжеское представление о чтении как о легкомысленном увлечении и даже пагубной страсти.

Медсестра читает маленькой девочке, 1895, холст, пастель
Медсестра читает маленькой девочке, 1895, холст, пастель

Мэри с лёгкостью разрушает шаблоны портретной живописи, изображая взрослых и юных книгочеев в непринуждённых позах и с бесхитростными выражениями лиц, полностью сосредоточенными на интересных сюжетах.Азартное чтение – это и привычное умиротворяющее занятие, и вызов чопорности, зашоренности, социальным условностям.

Читающая девочка, 1908, бумага, пастель
Читающая девочка, 1908, бумага, пастель

В её творчестве встречаются и мужские образы, например, двойной портрет брата Александра и племянника Роберта, которые позировали ей во время визита в Париж. Перед нами не крупный американский бизнесмен, президент Пенсильванской железной дороги, а любящий отец, захваченный чтением на пару с маленьким сыном.

Александр Кассат и его сын Роберт, 1884, холст, масло
Александр Кассат и его сын Роберт, 1884, холст, масло

С книгой изображена и любимая сестра Мэри, скончавшаяся от болезни в молодом возрасте.

Сестра художницы, Лидия Кассат за чтением, не датирована, холст, масло
Сестра художницы, Лидия Кассат за чтением, не датирована, холст, масло

На одном из Парижских салонов работу Кассат восторженно отметил Эдгар Дега, а через год уже Мэри застыла у витрины, где выставили на продажу картины Дега. Она примкнула к импрессионистам и… стала знаменитой. Однако после 1886 года отошла от импрессионизма и затем уже не причисляла себя ни к каким творческим школам.

Отстаивая права женщин, она создала образ прогрессивной, независимой, социально активной и притом утончённо хрупкой интеллектуалки, какой была и сама. Книга – неотъемлемая составляющая этого образа.

Миссис Дюффи за чтением на полосатом диване, 1876, дерево, масло
Миссис Дюффи за чтением на полосатом диване, 1876, дерево, масло
Женщина читает в саду, 1879, холст, масло
Женщина читает в саду, 1879, холст, масло
Читательница, 1877, холст, масло
Читательница, 1877, холст, масло

Выдающаяся особенность творчества Мэри Кассат – тяга к экспериментам и освоение разных художественных приёмов. Помимо масляной живописи, она освоила акварель, пастель, графические техники. Полюбуйтесь мастерскими портретами матери художницы за чтением газеты и с вязанием на фоне книжных полок. Первый демонстрирует блистательное владение пастелью, во втором офорт в соединении с акватинтой создаёт смелые светотеневые контрасты.

Чтение "Фигаро", 1878, холст, пастель
Чтение "Фигаро", 1878, холст, пастель
Вязание в библиотеке, ок. 1876, офорт и акватинта
Вязание в библиотеке, ок. 1876, офорт и акватинта