Агафирсы или агатирсы, в разных источниках упоминается разное название этого народа, загадочны и именно о них скудно мало информации. Но, упоминания о них встречаются достаточно часто и споры между историками ведутся по сей день. Попробую собрать все это воедино.
В основном, все упоминания, которые дошли до наших дней исходят от "отца истории" Геродота и Плиния, которые более точно донесли информацию тех дней.
Я уже писала ранее о легенде понтийских греков, в которой Геркулес укрывшись от непогоды в пещере уснул, а проснувшись, понял, что лошадей его нигде нет. И когда искал их по всей стране, нашел в пещере чудовище, полуженщину полузмею, которая хитростью заставила Геракла вступить с ней в связь, благодаря которой на свет появились три сына - Агатирс (Агафирс), Гелон и Скиф. Это одно из первых упоминаний, которое мне встретилось.
Следующим упоминанием стало перечисление притоков Истра (ныне Дуная), в нем Геродот писал: «Река же Марис течет из страны агафирсов и впадает в Истр».
Далее, описывая гибель скифского царя Ариапифа, Геродот писал: «Впоследствии через некоторое время Ариапифа коварно умертвил Спаргапиф, царь агафирсов».
Следующее упоминание встречается при прочтении о расселении скифских племен, в котором Геродот пишет: «Северные части Скифии, простирающиеся внутрь материка, вверх по Истру, граничат сначала с агафирсами, затем с неврами, потом с андрофагами и, наконец, с меланхленами».
Дальше можно встретить упоминания о агафирсах в подготовке и самой войне с персами и звучало это так: «На совещании присутствовали цари тавров, агафирсов, невров, андрофагов, меланхленов, гелонов, будинов и савроматов» - о подготовке к войне. А так: «Агафирсы увидели, как их соседи бежали в страхе перед скифами и послали глашатая, прежде чем те проникли в их землю, с запрещением вступать в их пределы. Агафирсы заявили скифам, что если те все же посмеют вторгнуться в их страну, то им придется сначала выдержать смертельный бой с ними – агафирсами. После этого агафирсы выступили с войском к своим границам, чтобы отразить нападение. Меланхлены же, андрофаги и невры не осмелились оказать сопротивление персам и скифам. Забыв о своих угрозах, они в страхе бежали все дальше на север в пустыню. Скифы же не пошли в страну агафирсов, так как те не желали их пропускать, а стали заманивать персов из страны невров в свою землю» - о самой войне.
При этом всем Геродот считал что: "Агафирсы - самые роскошные из мужчин и по большей части носят золотые украшения; также они имеют беспорядочные половые связи со своими женщинами, чтобы они могли быть братьями друг другу, и, будучи почти родственниками, не могут испытывать зависть или злобу друг против друга. другой. В других своих обычаях они стали походить на фракийцев».
Далее Геродот записывает имя Спаргапейта, царя агафирсов, убившего скифского царя Ариапейта , в результате, без сомнения, какой-то пограничной ссоры или политического соперничества на землях, лежащих между Карпатами и Тирами: «У Ариапита, скифского царя, было несколько сыновей, в том числе этот Скила, который был ребенком не от скифа по рождению, а от женщины из Истрии. Воспитанный ею, Скилас познакомился с греческим языком и письмом. Некоторое время спустя Ариапит был предательски убит Спаргапитом, царем Агафирсоев, после чего Скила взошел на престол и женился на одной из жен своего отца, женщине по имени Опоя».
У римских авторов локализация агафирсов несколько отличается от геродотовой. Плиний помещает агафирсов в направлении северо-востока от Фракии, за землями невров и у истоков Борисфена (ныне Днепр). Так же, Плиний отмечал, что у агафирсов были тёмные волосы. По Аммиану Марцеллину, агафирсы — один из народов, обитавших на болотистом восточном побережье Меотиды (ныне Азовское море), за азиатскими владениями Боспорского царства, он писал, что их земли изобильны «камнем адамантом».
Вопрос об этнической принадлежности агафирсов и о их локализации оживлённо обсуждается. Большинство исследователей видят в них фракийцев, предков гетов и даков, занимавших территорию Трансильвании и Валахии. Другие — скифов, славян, скифо-фракийцев. Так же существуют теория Акацири, которая основана на «менее убедительных доказательствах», предполагала отождествление агафирси с более поздними Агацири или Акацирои. Впервые упоминается Приском в томе XI 823 г. « Византийской истории», который описал их кочевой образ жизни на Нижней Волге и сообщил, что они были гуннскими подданными до времен Аттилы.
Споры ученых и историков не прекращаются по сей день, ну а ваша покорная слуга постаралась собрать всю информацию воедино!
Источник:
Агафирсы в истории Европейской Скифии
Геродот, том IV
С.М. Соловьев "История России с древнейших времен"
Если было интересно подписывайтесь, ставьте лайки и комментируйте - с нетерпением жду!