Найти тему
Про жизнь

Монофизитство в Эфиопии

Продолжение очерка "Возможна ли национальная церковь?" // На илл.: Великий христианский праздник Мескель (обретение Креста Господня) в Эфиопии
Продолжение очерка "Возможна ли национальная церковь?" // На илл.: Великий христианский праздник Мескель (обретение Креста Господня) в Эфиопии

Национальные особенности выбрала и древняя Эфиопская церковь. Согласно традиции, христианство распространил там в IV веке Фрументий – один из мальчиков, попавших в рабство и достигших высокого положения при дворе. Правитель страны Аксум, так тогда называлось государство на территории Эфиопии, проникся к нему доверием и уважением. Фрументий проповедовал среди народа и знати страны и, будучи отпущен на свободу, прибыл в Александрию. Патриарх Александрийский рукоположил его в епископа новообращенной страны. Вернувшись, новый епископ обратил в христианство царя Эзана и распространял веру на его подданных. В дальнейшем Эфиопия находилась под сильным духовным влиянием Египта, также как Русь – под влиянием Византии, а Франция и Германия - Римского Папы. Влияние это оказалось слишком сильным, а доверие слишком безоглядным, поэтому вместе с церковью-матерью эфиопская впала в монофизитскую ересь.

Монофизитство, утверждающее, что во Христе божественное поглотило человеческое – не просто плод метафизической спекуляции, предмет отвлеченных богословских споров. Если Спаситель не был и Богом, и Человеком одновременно, если на землю пришел только Бог, то распятие становится спектаклем: «видишь там на горе возвышается крест, под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем, а когда надоест – возвращайся назад, гулять по воде со мной», как пелось в известной песне. Значит Бог, по-настоящему не приходил к людям, а было нечто вроде воплощения Зевса в лебедя или аватара Кришны, спустившегося поиграть в любовь и войну. Но эфиопы, признав только божественную природу Христа, сделали практические выводы: раз божественная природа полностью поглотила человеческую во Иисусе Христе, то, следовательно, всё, связанное с Богом и поклонением Ему – свято. А значит, этого лучше лишний раз не касаться, чтобы не осквернить. Причастие – это очень серьезно, для них даже слишком серьезно, это принятие Крови и Плоти самого Бога, а не преображенной человеческой природы. Большинство эфиопов и принимают его один раз в жизни, во младенчестве. По крайней мере, так обстояли дела в середине прошлого столетия. Священник, кончено, чаще. А вот брак – это же тоже вещь сугубо мирская, плотская. В силу этого его и рассматривают, как гражданский контракт, как трудовой договор. Поэтому, вполне логично, что были разрешены разводы и существовало многоженство. Но если брак заключался через совместное принятие Святых Тайн, тогда он был уже нерасторжим. А что говорил Христос в Евангелии по поводу допустимости развода в случае прелюбодеяния и невозможности вступать в другой брак при живом супруге? Это уже становилось малоинтересно. Библия – книга слишком святая, чтобы лишний раз ее изучать. Зато долгота их богослужения для мирян часто превосходит продолжительность нашей в монастырях. Постными является около половины дней в году. А это тоже симптом подмены веры на ощущение принадлежности к национальной или религиозной группе. Внимание уделяется, по большей части, внешним атрибутам веры, как на митинге речам и флагам.

Предпринимались, конечно, попытки свернуть с гибельного пути и вновь стать частью Вселенской Церкви. Правитель Эфиопии Суснойос (1604—1632) обратился в католическую веру. Это было несомненным духовным прогрессом, так как Римская церковь, по крайней мере, признает все Вселенские соборы. Даже если данного правителя подвигли на это чисто политические причины - желание улучшить отношения с португальцами, обладавшими огнестрельным оружием, то и в этом случае, для народа Эфиопии это было благом. Однако, это вызвало резкое отторжение у его подданных. Католицизм отвергался именно как чужая вера, ради чего жители страны даже поднимали восстания, что вынудило царя отказаться от религиозных реформ и отречься в пользу сына. Эфиопия упустила шанс культурного и духовного развития. Ощущение себя одним их семьи христианских народов, неизбежно, заставляло бы оглядываться на положение дел в других странах. Подспудное внедрение совершенно нехристианских практик вызвало бы отторжение у части верующих, заставило бы их задаться вопросом: туда ли идет их страна и их Церковь?

Окончание следует Начало очерка здесь

Автор: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин

Книга "Купола Кремля" здесь

Книга "Три власти" здесь и здесь

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Эфиопия
1393 интересуются