В целом чтобы фотографировать достаточно тушки и объектива. Но чтобы еще глубже занырнуть в фотопучину могут пригодится и другие полезные и бесполезные вещи. И я не про чувство прекрасного и умения видеть кадр.
Начнем со штатива. Полезная вещь ? Да . Можно обойтись ? Да. Штатив можно разделить на две части. Сама тринога и голова куда крепится фотоаппарат или вспышка. И тут стоит вспомнить цитату Бориса Бритвы - вес это хорошо ,вес это надежность. Вес означает ,что металла не пожалели или что используют не дюраль ,а сталь. А металл важен,чем меньше пластика тем лучше. Но за это придется платить. Потому делайте выбор если вам надо сфотать луну на выдержке 15 секунд раз в год то берите подешевле. Если вы планируете через день пользоваться то не жадничайте. Это относится только к изготовлению , на функционале не экономьте никогда. У штатива например может быть подпружиненая система предотвращающая его складывание без удара. Чуть дороже ,но разбирая техника дороже. могут быть «лапки» пошире и закрепленные на металлических подвесах. Дороже, но опять же упавшая вспышка огорчит вас сильнее. Крючок для подвешивания груза снизу и придания устойчивости тоже плюс к конструкции.
Стоит разделить штативы для фотоаппарата и для вспышек. Первые посложнее. Вторые попроще потому что,как правило нет необходимости выставлять свет с миллиметровой точностью. И подходы к выбору будут немного различаться.
Типовыми параметрами штатива являются максимальный вес и высота. Максимальные показатели тут важнее для штативов под вспышку. Фотоаппарат даже с тяжелым объективом это не более двух кило,а вот хорошая вспышка с софтбокосом это уже тяжелая и не устойчивая вещь. Фотоаппарат обычно на высоте метра полтора и больше нужно для каких то специфичных съемок. Более 180см смысла покупать нет. А вот для вспышки три метра это вполне нормальное рабочее значение. Чтобы светить сверху на человека в рост меньше никак. Но и особо увлекаться высотой не стоит,мачта которую вы никогда не разложите пригодится вам только чтобы опустошить кошелек.
Количество секций и их крепление. Чем больше секций тем компактнее штатив. Чем больше секций тем больше защелок придется защелкнуть чтобы начать и каждая это потенциальное место для поломки. Иной вариант это закручивающиеся зажимы. Они чуть медленнее,но типа вроде как надежнее. Хотя тут все зависит от цены. Если не жадничать то то любой вариант надежен.
Количество ног. Обычно их три. Или три ноги до самого верха или трубка и снизу три лапки,но точек опоры три, штатив стоит без поддержки и довольно устойчиво. Стандартный вариант. Но так же есть и монопод . Одна нога,а сверху камера. Мобильное решение, легкое ,но не устойчивое и подходит только для съемки с рук ,чтобы не держать постоянно килограмм веса в руках, спокойно высматривать уточек и иметь возможность быстро сменить место съемки. Менее универсален и подходит скорее тем кто уже выбрал что будет фотографировать.
Также есть особый подкласс штативов это штативы для селфи или блогов. Селфипалка ,карманный раскладной мини штатив и ручной штатив с стабилизацией. Селфипалка это по сути монопод с пультом управления камерой. При всей несерьезности может быть полезен тем,что подняв камеру на полутораметровой палке вверх вы очень сильно изменяете ракурс с обычного на слегка непривычный и можете поймать интересный ракурс,например при съемке в толпе. Раскладной штатив это совершенно не обязательное приобретение в большинстве случаев камеру можно поставить просто на лавочку,подоконник или камень,но удобен тем что можно выставить угол без подкладывания веточек или камешков. А вот стабилизированный штатив это уже выбор выдеографа . Позволяет минимизировать тряску при ходьбе и делать всякие плавные повороты и для фото не очень полезен хотя если надо делать на умерено длинной выдержке кадры может помочь.
Другой важной частью штатива является голова. И тут тоже сразу разделим головы для вспышек и фотоаппаратов. Для вспышек это или обычный штырь на который насаживается или накручивается вспышка. Или тот же штырь на который крепится переходник если надо крепить какую то конструкцию для монтажа вспышки. Но по сути это просто штырь вкрученый в штатив. Гораздо разнообразнее дело обстоит с фотоголовами. Их задача не просто держать фотоаппарат , но делать это долго, надежно и под любым углом. Под надежностью понимается не только исключение падения ,но и возможность удерживать камеру в любом положении без провисаний. Самый простой вариант это шаровая голова. Площадка с камерой надевается на шар и фиксируется винтом. Можно незначительно менять положение , но если что то собьется то слетают все настройки. Дешевый и надежный вариант если не надо особо выкручивать камеру . Другой вариант это на шарнирах . Тут уже могут быть доступны несколько плоскостей свободы камеры, ее можно поворачивать,наклонять, крутить и за каждое положение отвечает свой зажим. Но за каждый зажим придется и платить. Но весьма удобно если надо под точным углом выставлять камеру.
Голова особенно если она не из дешевого пластика невероятно надежный прибор, который можно покупать б\у. Потому всегда есть возможность купить хорошую голову с потертостями просто осмотрев ее на предмет механических повреждений, лопин и «слизанной» резьбы
Из мелочей можно отметить
- ручка на голове для удобного поворота. Хорошая вещь, но скорее для видео
- уровень встроенный в штатив. Если есть то хорошо,если нет то и так нормально
- карбон или углеволокно в конструкции. Если вам важен каждый грамм веса то да, в прочем нет смысла
-крепеж фотоаппарат на штатив без площадки. Сразу нет.
Большинство пунктов будут важны если заниматься фото много. Для обычной прогулки или фото котиков штатив не нужен. А параметр выбора это вес и минимальное количество пластиковых деталей