… Написать это письмо меня заставила целая гамма эмоций – удивление, лёгкая усталость, непонимание. Не надеюсь, что оно изменит отношение к работникам сферы обслуживания, но может, кто-то хотя бы узнает себя – и задумается
Мне 24 года, работаю кассиром в пиццерии – естественно, временно, пока заканчиваю обучение. На стипендию не прожить, принимать помощь от родителей уже неудобно, поэтому подработка – обычный выход для таких, как я. Мы тут все в похожей ситуации – пиццеолы, повара, официанты. И знаете, нам нравится работа – честное слово. Да, все планируют получить диплом и стать юристами, экономистами, учителями, но и сейчас довольны тем, что имеем… Жаль только, что посетители пиццерии нет-нет да и укажут на истинное наше место – судя по всему, незавидное…
Позвольте несколько зарисовок с натуры.
По ту сторону стойки – зрелая дама за 50. Обычная внешность, взгляд без особой глубины – поверьте, на такой работе все становятся психологами. Итак, передо мной женщина обычной судьбы и заурядного ума, но судя по изобилию золотых украшений, живёт в достатке. Многочисленные кольца смотрятся вульгарно, в противовес им – плащ строгого покроя. Кажется, кто-то пытается «влезть» в образ, которому не очень-то соответствует, ну да ладно… Дама делает заказ, рассеянно блуждая взглядом по витрине. Задаёт вопросы – и не утруждает себя запоминаем ответов. «Какие есть молочные коктейли?» Озвучиваю меню: «Объём 0,3 и 0,5, вкусы – клубника и ваниль…» Дама пропускает мимо ушей, роняя задумчивое: «Угу». Спустя минуту вопрос про коктейли повторяется – отвечаю, снова – «угу». Далее женщина заказывает пиццу, картофель фри и – барабанная дробь! – спрашивает, что у нас с молочными коктейлями. Отвечаю, естественно, и жду, что клиентка наконец-то определится с выбором. Не тут-то было, её отвлекают пирожные. Разглядев вдоволь фруктовые «корзинки» и тирамису (очередь за её спиной молча, но очевидно вскипает), она спрашивает: «А молочные коктейли какие?» Очередь в едином порыве выдыхает: «Сколько можно?» Я же по долгу службы сохраняю терпение, но призываю к порядку: «Ваниль и клубника, ноль-три и ноль-пять, четвёртый раз вам напоминаю». Женщина подчёркнуто высокомерно отвечает: «Да хоть в пятый…»
Ну, что тут скажешь. Конечно, я и в пятый, и в десятый раз отвечу – работа такая. Не ропщу, мы здесь народ привычный, раздражаемся редко – себе дороже. Но порой отводим душу в откровенных разговорах и задаём одни и те же вопросы: что заставляет людей вести себя так? Уверенность, что люди из сферы обслуживания «проглотят» их дурное настроение, грубость, невнимательность? Они убеждены, что имеют право пренебрежительно относиться к тем, кто якобы стоит ниже по социальной лестнице? Напомню, что абсурд с демонстрацией превосходства устроила не юная глупышка, а женщина, за плечами у которой не один десяток лет. Жаль, что ювелирные украшения и удачный крой не могут преобразить человека более глубоко. С другой стороны, отношусь философски – это и есть мы, наше лицо, то самое общество, дружное и солидарное… Грустно, но даже не выезжая на зарубежные курорты, могу представить, какое впечатление оставляют соотечественники. Ещё бы, «за всё уплачено», работников отелей и баров не зазорно подзывать окриком и щелчком пальцев...
Следующая зарисовка – перед витриной и кассой пара. Мужчина молчалив и спокоен, женщина изучает таблоиды с меню – и уточняет, что в составе, хотя он подробно расписан на тех же таблоидах. Я подробно отвечаю: «Сыр, колбаса… А в салате чесночный соус… Мороженое с шоколадной крошкой». Вдоволь поистязав меня, женщина набрасывается на мужа: «А ты что стоишь истуканом? Я одна выбирать должна?» Всего одна фраза. Но интонация! Но вызов! Не нужно обладать сверхпроницательностью, чтобы нарисовать картинку обычного общения в этой семье. Хочу заметить, что женщины чаще «выходят из берегов» - оскорбляют, выплёскивают негатив. Мужчины же выходят за рамки приличий только, если не рассчитают дозу веселящего напитка…
Общая головная боль сотрудников сферы обслуживания – клиенты, которым явно не хватает внимания. Их одиночество как на ладони, с одной стороны, жалко их, с другой – мы тут пиццу подаём, а не решаем чьи-то проблемы. Придёт вот такая барышня и начинается аттракцион: «Ой, это у вас пирожные с шоколадом? Классно! Вкусные наверное, жаль, я на диете… Ой, а у вас есть цитрусовое мороженое? Взвесьте три шарика… Ой, вы уже взвесили? Не надо, я вспомнила, что у меня аллергия…»
Они произносят разные фразы, заказывают разные блюда, но с каждым их куском пиццы, с каждым салатом «Цезарь» приходится проживать половину их жизни… Утомляет, конечно, и берёт оторопь – неужели жизнь может настолько опустеть, что придётся искать внимания у официантов, кассиров, магазинных консультантов. Им-то волей-неволей надлежит слушать и улыбаться – законы сферы обслуживания суровы, клиент по-прежнему уверен, что он всегда прав. Но всегда ли выглядит достойно в этой убеждённости? Вот такие мы с вами бываем – если взглянуть со стороны, например, из-за стойки витрины. Не плохие и не хорошие – просто мы.
… Я десять раз отвечу, что входит в состав салата. Спокойно перенесу капризы очередной нервной барышни. Подам салфетки. Поменяю блюдо в заказе. Я человек опытный и знаю: за десятком «проблемных» придёт душа-человек, который пришёл в кафе поесть с аппетитом и поблагодарить с улыбкой. Ради них мы и работаем – и благодаря любим своё дело.