В русле реки Истры, неподалеку от Ново - Иерусалимского монастыря, близ посёлка Северный, в июле прошлого года поисковиком РГО были найдены части самолёта, о месте падения которого ему рассказал местный житель. Рекогносцировка подтвердила наличие крупных деталей, и целая команда специалистов отправилась на место, где они постараются размыть дно и поднять из воды исторические артефакты.
Обнаруженный советский многоцелевой военный полутораплан Р-5 предположительно был сбит во время битвы за Москву в 1941 году. Найденные фрагменты позволяют судить о частичной сохранности самолёта. Несмотря на то что в тридцатые годы было выпущено более шести с половиной тысяч самолётов этого типа, на сегодняшний день в России сохранился всего один экземпляр, в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в Монино, что делает находку ещё более ценной.
— Хорошая сохранность частей боевой машины в русле реки, в пригороде районного центра не удивляет, если обратиться к событиям ноября 1941 года, — комментирует обнаружение места падения Алексей Никулин, генеральный директор кинокомпании "Скайфест", автор документального цикла "Русский след". — С приближением немцев к рубежу Истринского водохранилища дамба была взорвана: потоки воды высотой до двух с половиной метров смывали наступавшие танки, здания и постройки в округе. Наступление немцев было задержано. Через несколько дней, в декабре, во время контрнаступления, плотина была взорвана ещё раз, на этот раз — немцами, чтобы затруднить продвижение советских войск. Тогда вода в пойме реки поднялась на шесть метров, смыв прилегающие поселения. Все, что попадало в воду, на десятилетия законсервировалось под слоями песка и камня, в том числе и найденный самолёт.
Эксперты РГО совместно со специалистами Экспедиционного центра Министерства обороны Российской Федерации, при участии предприятия подводно-технических работ "Пётр" и кинокомпании "Скайфест" занялись размытием речного дна и водолазным обследованием частей самолёта.
К найденным во время рекогносцировочного выезда фрагменту шасси с покрышкой и крыльевым тягам уже добавились другие части самолёта: второе шасси, обломки фюзеляжа, обшивки, радиатор системы охлаждения.
— Самолёт сильно замыло песком и занесло камнями, — рассказывает Алексей Никулин. — Большая часть найденных деталей в хорошем состоянии, целые фрагменты обшивки и шасси. Однако двигатель полностью разбит на множество мелких фрагментов, из чего мы можем сделать вывод, что самолёт всё-таки был сбит и упал в русло реки.
Разработанный ОКБ Поликарпова ещё в 1928 году Р-5 применялся на фронте до 1944 года, как правило, в качестве разведчика и ночного бомбардировщика. Машины этого типа доставляли немало неприятностей противнику: из-за своеобразного шума двигателя немцы называли их "кофемюлле" — "кофемолка".
— Р-5 — это одномоторный фанерный самолёт - этажерка — минимум металла и много дерева, — комментирует Алексей Никулин. — По типу это полутораплан — то есть его нижние крылья короче верхних. Сбитый Р-5 обычно представляет собой скопление мелких деталей. В этом смысле нам повезло — несмотря на конструктивные особенности, части конкретно этой машины неплохо сохранились.
Одномоторный самолёт был рассчитан на экипаж из двух человек, мог развивать скорость до 244 км/ч и преодолевать расстояния до 800 км. Все модификации были вооружены пулемётами, а лёгкие бомбардировщики брали на подвеску до 500 кг бомб.
Работы по размытию речного дна и подъёму фрагментов самолёта ориентировочно будут завершены 27 мая. К этому времени специалисты надеются воссоздать полную картину происшествия, а также обнаружить детали других исторических артефактов.