Найти тему
искусство мозаики

Что такое "опусы", и какими они бывают. Часть II.

Что ж, пришло время продолжить рассказ про опусы. В этой части расскажу про пару совсем неизвестных.

Opus segmentatum

Opus segmentatum
Opus segmentatum

Опус сегментатум - в названии не зря слышится слово "сегмент" - это пол, покрытый неровными кусками разноцветного камня (чаще всего мрамора). Несмотря на то, что для этой техники тессеры уже начали накалывать мартеллиной (в противовес опус лапилли, где камни использовались целиком), мы видим, что к единообразию форм и размеров античные мозаичисты еще не пришли: длинные, вытянутые, тонкие, совсем крошечные - в дело шли любые тессеры. Никакого рисунка или цветового однообразия мастера так же создать не пытались.

В итальянском такой пол называют еще и "деревенской кладкой из плиток". Подобные полы, датируемые 4-3 веками до нашей эры находили по всей территории современной Италии и Греции, а переход от опус сегментатум к тесселлатум (то есть от нерегулярных хаотичных форм к четким аккуратным квадратам) предположительно произошел на греческом острове Дэло в Эгейском море.

Стоит заметить, что эта древняя техника очень напоминает простую версию терраццо или венецианских полов, которая и эволюционировала в 16 веке из традиционных для севера Италии деревенских полов.

Opus signinum

Opus signinum
Opus signinum

Опус сигнинум часто путают с "коччиопесто" - это термин, обозначающий смесь кирпичных и керамических обломков и пыли, замешанных с известью и водой. Коччиопесто - это максимально простые полы, где нет никаких декоративных решений, помещение просто заливалось раствором и утрамбовывалось.

В то время как опус сигнинум - это полы, на 80% состоящие из того же самого раствора (и именно красноватый цвет кирпичной пыли делает их узнаваемыми), но украшенные простыми узорами из черных или белых квадратных тессер, не покрывая полностью поверхность. Декоративные мотивы были достаточно незамысловатыми - линии, крестики, лабиринты. Эти полы были известны с античных времен, но наибольшего успеха достигли в 1-2 веке до нашей эры на феникийский, греческих, итальянских и африканских территориях. В Африке даже был особый узор, который часто изображали в опус сигнинум, - женская фигура, символизирующая богиню.

Opus spicatum

Опус спикатум - мой личный фаворит. Простой и изящный. Рассказать о нем особо нечего, это удлиненные прямоугольные тессеры расположенные "елочкой" или на итальянский манер "рыбным хребтом". Эта техника до сих пор используется очень активно для кладки плитки, например. А ниже моя собственная вариация, уж очень этот паттерн люблю. Контрольный вопрос, кто сможет определить какие два опуса я скрестила?

моя вариация на тему опус спикатум
моя вариация на тему опус спикатум

Opus sectile

Опус сэктиле (ударение на первый слог) - пожалуй одна из наиболее красивых техник мощения полов: напиленные куски мрамора, известняка, керамики и стекла комбинировались для создания четких геометрических узоров. Материалу придавалась идеальная ровная форма, при этом использовались красивые плитки - разноцветные и часто с обилием прожилок.

Опус сектиле имеет восточное происхождение и впервые появился в Риме в 1 веке до нашей эры. В эпоху средневековья эта техника пережила новый расцвет под звучным названием "косматеско", которое произходит от фамилии мастеров, давших ему новую жизнь. Что интересно, это единственный тип опуса, который использовался не только для мощения полов, но и для украшения разнообразных вертикальных поверхностей. Помимо геометричных узоров, с помощью опус сектиле делали так же живописные картины.

На этом завершаю экскурс в античные техники. Буду благодарна вашим реакциям и комментариям. <3