Дивно умилительное зрелище представляет нам, возлюбленные братия и сестры, сегодняшнее евангельское чтение от Иоанна! Безначальный, всемогущий, страшный в славе, неприступный Ангелам Творец неба и земли, принявший на Себя естество человеческое ради спасения человеков, – сидит у колодца самарийского и кротко беседует с женщиною, да еще с известною в городе грешницею, – и о чем беседует? О том, что на потребу всякому человеку, – что всего нужнее каждому и из нас, – о живой воде, или о благодати Божией, утоляющей жажду бессмертной души человеческой, палимой и изнуряемой грехами, о живой воде, очищающей грехи человеческие, дающей человеку силу жить целомудренно и свято, – и уловляет эту дщерь Адамову во спасение. Да, чудное и умилительное зрелище представлено в сегодняшнем Евангелии очам нашим! Все естество Ангельское дивилось крайнему снисхождению Творца Ангелов и человеков, видя Господа Своего, неприступного по Своему божеству, – удобоприступным для всех человеков, беседующим, вкушающим с сынами человеческими пищу и питие, исцеляющим всякие их немощи, – претерпевающим от многих неблагодарность, злословие, – и в конце всего – крест и смерть.
Итак, предмет нынешнего Евангелия – есть живая вода, или учение Христово о спасении нашем и царствии Божием в нас, то учение, которое мы слышим постоянно в Евангелии и на Богослужении; живая вода, или спасительная благодать Божия, чрез веру вселяющаяся в нас и спасительно действующая в нас, просвещающая наши сердечные очи, показывающая нам грех во всей его отвратительной наготе, мерзости и гибельности, возбуждающая к умилительному и полному всесердечному покаянию, очищающая грехи, освящающая нас, примиряющая с Богом, утешающая нас надеждою на вечное помилование от Бога, укрепляющая и одобряющая нас в борьбе с грехом, с диаволом, со страстями, с соблазнами мира, защищающая и спасающая нас; эта живая вода Христова, или благодать Божия заключается особенно в таинствах Церкви и преподается всем, искренно в них участвующим.
Но если есть живая вода, оживляющая душу человека, вода, которой Источник вечнотекущий есть Господь Иисус Христос, то есть, конечно, и мертвая вода, умерщвляющая душу человека на веки вечные; эта мертвая вода есть грех во всех его видах, например: пьянство, блудная нечистота, сквернословие, буйство, злоба, зависть, корыстолюбие, жестокосердие и немилосердие, гордость, неверие, леность и нерадение о своем спасении, уныние, отчаяние и прочие грехи, коих начало и источник и учитель есть диавол с своим бесовским воинством.
Итак, братия и сестры, будем не леностно, усердно поучаться в Слове Божием в святых храмах Божиих, молиться всем сердцем духом и истиною; приносите сердечное покаяние в своих прегрешениях, вкушайте от бессмертного Источника Христова; – исправляйте ваши нравы; отвращайтесь от грехов; всемерно старайтесь ходить путем заповедей Христовых, – достигайте святыни во всем житии вашем, и вы наследуете, наконец, жизнь вечную благодатию Христа Бога нашего, – как и та самарянка, о которой сегодня повествуется в Евангелии;
Она уверовала в Иисуса Христа и привлекла к вере своих сограждан; покаялась в прежних делах, начала жизнь добродетельную и возымела такую пламенную, святую любовь к Господу, что – как повествует священное предание – не устрашилась впоследствии исповедывать имя Его пред иудеями и язычниками и претерпеть многие страдания ради Его, – и получила венец мученический при гонителе христиан, римском императоре Нероне. Имя ее было Фотина. Итак, самарянка на самом деле удостоилась принять от Господа живую воду, текущую в живот вечный, или благодать Святого Духа, очистившую ее от грехов, утолившую жажду ее бессмертной, созданной по образу Божию души, – излиявшую в сердце ее живую веру и пламенную любовь к Господу, укрепившую ее в исповедании имени Его святого и сделавшую ее причастницею жизни вечной. Чего да сподобит и нас Господь ея молитвами. Аминь