Найти тему
Про кино и вокруг кино

"Бонни и Клайд" - ооочень много подробностей о съемках культового фильма

23 мая 1934 грабители Бонни и Клайд были убиты техасскими рейнджерами и полицейскими из штата Луизиана.

Бонни и Клайд
Бонни и Клайд

Эта парочка бандитов является, наверное, самыми известными и самыми романтизированными преступниками США. Бонни Паркер и Клайд Бэрроу познакомились в 1930 году и вплоть до своей смерти занимались грабежами банков. На их совести убийства около десятка полицейских и нескольких гражданских лиц. Некоторые из этих убийств не были вынужденные, и были совершены, либо в состоянии алкогольного опьянения, либо из-за чрезмерной жестокости Клайда.

После того как Клайд в 1934 году совершил нападение на тюрьму Техаса и помог сбежать оттуда нескольким преступникам, для поимки преступной парочки был нанят бывший техасский рейнджер капитан Фрэнк А. Хеймер.

Фрэнк А. Хеймер
Фрэнк А. Хеймер

23 мая 1934 года Паркер и Берроу попали в засаду на сельской дороге в штате Луизиана. Их машина была расстреляна отрядом из четырёх техасских рейнджеров и двух луизианских офицеров. В Бонни попало около 60 пуль, в Клайда — около 50. На момент смерти Берроу было 25 лет, Паркер - 23 года.

В начале 60-х колумнисты журнала "Эсквайер" Дэвид Ньюман и Роберт Бентон написали сценарий фильма о похождениях Бонни и Клайда. По их задумке снимать картину должен был французский режиссер Франсуа Трюффо. Тот по началу вроде бы согласился, но в итоге передумал и отдал сценарий на рассмотрение другому французу Жан-Люку Годару. Но и здесь ничего не вышло.

Сценарий попался на глаза актеру Уоррену Битти. В свои 30 лет Битти сыграл много ролей, но всерьез его не воспринимали. А тут еще у актера случилась неудача с фильмом "Что нового, киска?" (подробности здесь). Битти решил, что этот проект поможет ему доказать, что он чего-то стоит в Голливуде. Уоррен покупает у Бентона и Ньюмана права на экранизацию за $75 тысяч и становится продюсером проекта.

Теперь нужно решить вопрос с режиссером. Изначально Битти хотел сам снимать "Бонни и Клайда", а на главную роль планировал взять певца Боба Дилана. Но положительного ответа от Дилана Битти так и не дождался и решил сам сыграть Клайда. От поста режиссера отказались одиннадцать человек. Снимать фильм согласился Артур Пенн, с котором Битти работал раньше. Но Пенн поставил условие: в сценарий нужно будет внести изменения - Клайд должен стать импотентом, а не бисексуалом. Да, да, по задумке Бентона и Ньюмана между Бонни, Клайдом и их напарником Ч. У. Моссом должен был возникнуть любовный треугольник.

Если возвращаться к реальному Клайду, то версия о его возможной гомосексуальности появилась после случая, произошедшего с ним в тюрьме. Еще до встречи с Бонни, юный Клайд отбывал заключение за воровство. В тюрьме он на постоянной основе подвергался сексуальному насилию со стороны одного из заключенных. Не вытерпев издевательств, Клайд убил своего мучителя. Вину за преступление взял на себя один из заключенных, отбывавших пожизненное наказание, а Клайда вскоре досрочно освободили.

За финансированием Битти отправился к главе компании Warner Bros Джеку Уорнеру. Того проект не впечатлил, но поддавшись на уговоры Уорнер все же выделил деньги. Warner Brothers так мало верили в фильм, что предложили продюсеру-новичку Уоррену Битти 40 процентов от общей суммы сборов, 10 процентов полагались Артуру Пенну.

На роль Бонни, Битти, до того как решил сниматься сам, рассматривал свою сестру Ширли Маклейн. Также кастинг на главную женскую роль проходили Джейн Фонда и Шер. В итоге роль Бонни досталась начинающей актрисе Фэй Данауэй. Данауэй планировала, что ее героиня будет носить брюки, так как ей нужно много двигаться. Но художник по костюмам Теодора Ван Ранкл придумала более гламурный образ с длинными юбками, беретом и коротким жакетом.

"Бонни и Клайд"
"Бонни и Клайд"

После выхода фильма на экраны платья миди и вязаные шапочки стали супершиком сезона. Также стала трендом и одежда Клайда - белые шляпы с черным ободком и клечатые подтяжки в стиле 30-х. В течение многих лет Данауэй настаивала на том, чтобы именно Ван Ранкл создавала ее костюмы.

Джек Николсон проходил кастинг на роль напарника Бонни и Клайда Ч. У. Мосса. Но его посчитали похожим на Уоррена Битти и стали рассматривать на роль брата Клайда Бака Бэрроу. Рассматривать рассматривали, но по итогу Бака сыграл Джин Хэкман.

Еще одним членом банды грабителей была жена Бака Бланш. Во время одной из облав, Бланш была поймана. В тюрьме она провела 6 лет. Уоррен Битти принес Бланш сценарий фильма на одобрение и попросил разрешения использовать в картине ее имя. Бланш согласилась, так как на тот момент сценарий соответствовал действительности.

Бак и Бланш Бэрроу
Бак и Бланш Бэрроу

Но после того, как режиссерское кресло занял Артур Пенн, образ Бланш перетерпел множество изменений не в лучшую сторону, чтобы на ее фоне Бонни выглядела еще круче. Бланш сделали в 2 раза старше. Также в реальной жизни она не была дочерью проповедника и вышла замуж за Бака, зная, что он беглый заключенный. Бланш отмечала, что в фильме она выглядела "кричащей лошадиной задницей". Эстель Парсонс получила, сыгравшая Бланш, получила Оскар за лучшую женскую роль второго плана. А реальная миссис Берроу подала на Warner Brothers в суд за вопиющую недостоверность в ее изображении.

Блаш и Бак в фильме
Блаш и Бак в фильме

Также в суд на студию подала и семья техасского рейнджера Фрэнка Хамера. В фильме Бонни и Клайд издеваются и унижают рейнджера. В реальной же жизни Хамер не встречал эту парочку до роковой засады.

"Бонни и Клайд"
"Бонни и Клайд"

Фильм сняли в Техасе, чтобы аналогий с реальными героями было как можно больше, а вмешательств Warner Bros. — меньше. Съемки проходили в трех техасских банках, которые были реально ограблены бандой Бонни и Клайда. Бытовые условия для актеров и персонала были далеки от идеальных. Битти периодически травился консервированными бобами, и самые серьезные сцены прерывались по естественным причинам. Воду для умывания выдавали по специальным талонам, а в качестве носильщиков и разнорабочих привлекали нелегальных мексиканских эмигрантов, из-за чего у Пенна случались серьезные трения с полицией.

Когда готовую картину показывали Джеку Уорнеру, тот три раза сходил в туалет, а затем объявил, что это были «самые длинные два часа и десять минут, которые я когда-либо проводил». Премьеру фильма устроили в автосалоне в Техасе, а затем "Бонни и Клайда" отправили на показ во второстепенные кинотеатры. Битти убедил студию провести премьеру фильма на Монреальском кинофестивале. Картине аплодировали стоя, и все же руководство студии придерживалось своего первоначального плана распространения.

Кинокритикам "Бонни и Клайд" изначально не пришлись по душе. The New York Times выпустил рецензию со следующей характеристикой фильма: «Это не вестерн, а дешевый фарс о неряшливой сумасшедшей парочке, которая так веселится и проказничает, словно танцует джаз, а не творит бесчинства». Разгромные обзоры опубликовали также Time и Newsweek... Но потом все резко изменилось. Джо Моргенштерн из Newsweek (ныне обладатель Пулитцеровской премии) сходил на фильм во второй раз и внезапно понял, что ошибся. После свой первой разгромной рецензии, он выпускает новую, в которой поет фильму дифирамбы. Стоило коллегам увидеть первый положительный отзыв — и про «Бонни и Клайда» заговорили как про новую веху в истории американского кино, полную грусти и юмора. «Это фильм про всех нас», — сказали в Chicago Sun-Times. Уоррен Битти потребовал, чтобы картину перевыпустили в прокат, и она собрала более $50 млн, став одной из самых прибыльных в истории Warner Bros.

"Бонни и Клайд" по смелости и натуральности изображения сцен убийств переплюнул все, что на тот момент выходило в Голливуде. Не зря у Уоррена Битти хватало проблем с цензурой, которая требовала удалить из фильма сцены с обнаженной Бонни, предложением орального секса, и ранением в лицо кассира банка. Классикой кинематографа стала финальная сцена, в которой рейнджеры из-за засады расстреливают машину Бонни и Клайда, и уже мертвые тела героев дергаются от пуль. Успех "Бонни и Клайда" побудил других кинематографистов быть более открытыми в представлении секса и насилия в своих фильмах.

Картина была номинирована на «Оскар» в следующих категориях: «Лучший фильм», «Режиссер», «Актер», «Актриса», «Мужская роль второго плана» (2 номинации),"Лучший оригинальный сценарий", "Лучшие костюмы", «Женская роль второго плана» и "Лучшая работа оператора", но статуэтки получили только за 2 последние. Приз за лучший фильм ушел тогда криминальной драме «Полуночная жара» Нормана Джуисона. Уоррен Битти, узнав об этом, сказал: «Нас ограбили». В 2007 году Американский институт кино поставил этот фильм на 42-е место среди величайших фильмов всех времен.

И что удивительно, "Бонни и Клайду" удалось стать легендой, несмотря на то, что в фильме огромное количество ляпов. Так, например, в одной из сцен Данауэй разгуливает в бикини, которые появились на 20 лет позже; в их машину едва не врезается "форд-файертак", который начали выпускать только в 40-м. Сидя за рулем Бонни есть то грушу, то персик, а в сцене ранения Бака на дорожном указателе то Плэйт-Сити, штат Айова, то Плейт-Сити, штат Миссури.

Ну главная отрицательная сторона картины состоит в том, что после выхода "Бонни и Клайда" на экраны по Америке прокатилась волна немотивированных жестоких убийств, совершенных влюбленными парочками, выбравшими себе киношных Бонни и Клайда в качестве примера для подражания. Об одном таком криминальном дуэте Терренс Малик в 1973 году снял фильм "Пустоши".

В 2017 году в ознаменование пятидесятилетия фильма "Бонни и Клайд", У Битти и Данауэй были приглашены на "Оскар" для вручения награды за самый лучший фильм. Да, да это был тот самый момент, когда Уоррену вручили не тот конверт, и Фей вместо "Лунного света" объявила победителем номинации "Ла-Ла Ленд".

А вот мне "Бонни и Клайд" не понравились. Об этом фильме, как и о самих преступниках я, конечно же, слышала и раньше. У меня уже сложилось какое-то свое видение этой истории. И оно никак не сошлось с тем, что я увидела в фильме. Наверное, мое мнения совпало бы с первыми разгромными рецензиями на эту картину. Фильм - фарс! Бонни и Клайд не вызывают никаких эмоций, кроме недоумения. Их история любви не трогает. Их смерть не вызывает сочувствия. И смотреть скучно. Да и стоит ли говорить, что я против романтизации преступной жизни. Боюсь, если бы критик Джо Моргенштерн не ввел моду на восхищение этой картиной, сейчас бы ее мало кто вспомнил.

.