19 сентября 1677 г. Петро Дорошенко приехал в лагерь к вступившим на правый берег гетману Ивану Самойловичу и воеводе Григорию Ромодановскому, и сдал им гетманские клейноды, принеся присягу московскому царю Федору Алексеевичу.
На следующий день Самойлович торжественно вступил в старую столицу государства Богдана Хмельницкого - Чигирин (ныне Черкасская область). В Чигирине, Черкассах и Каневе разместились московские гарнизоны. Дорошенко был отправлен в Москву.
Между тем. как было сказано в предыдущей статье, 17 октября 1676 г. Османская империя заключила Журавенский мир с Речью Посполитой. Подолия переходила под непосредственное управление Порты, создавшей там Каменецкий эялет. Большая часть Правобережья становилась протекторатом султана. Полякам и их гетману Онуфрию Гоголю остались только Белоцерковецкий и Паволоцкий полки (то есть нынешние Житомирская и северо-запад Киевской областей). И как же досадно было Османам, который что Дорошенко, который должен был возглавить их часть Украины, так невовремя слился. Начали искать, кого поставить на гетманство. И тут вспомнили, что у них в Стамбуле сидит Юрий Богданович Хмельницкий.
Его злоключения в молодости описаны в предыдущих статьях.
После поражения под Каневом в 1662 г и потери гетманской булавы Юрий удалился в монастырь, постригся в монахи под именем Гидеон, но сменяющие друг друга гетманы подозревали этого неудачника в кознях, и в 1669 г. Дорошенко сдал Юрия-Гидеона на руки крымским татарам, те отослали его в Константинополь, где мних Гидеон оказался в почетном заключении в одном из греческих монастырей. И вот, Порта (в лице Мерзфонлу Кара-Мустафы паши, сменившего своего приемного отца Кепрюлю Фазыл-Ахмеда-паши после его смерти 3 ноября), которая объявила Московскому царству войну еще в 1674 г. (когда на его сторону подался соперник Дорошенко - Ханенко), достала мниха Гидеона из монастырского чулана, и не чуя зрады в том. что за какое дело Юрка не брался - оно заканчивалось ганебной поразкой, объявила сына великого Богдана гетманом Правобережья.
А затем потребовала от русских убраться за Днепр. Москва это требование проигнорировала, и османы начали собирать войска. 73-летний паша Дамаска Мелек Ибрагим-паша былназначен пашой Очакова, и отправился в Исакчу (ныне в Румынии), куда были отведены на зимовку войска, ходившие на Журавенские поля, и перебрасывались пополнения из Константинополя, а также пришли со своими отрядами господари Молдовы Антон Росетти и Валахии -Георгий Дука. Собранное войско насчитывало 65 тыс. человек, в том числе 50 тыс. мусульман и 15 тыс. православных румын. У него было 25 тяжелых осадных пушек.
6 июня 1677 г. турки вышли в поход из Исакчи. Вместе с тем в из Перекопа в поход отправилось 15-тысячное войско крымского хана Селима I Герая. 30 июля к Чигирину полошли разведывательные чамбулы татар, 3 августа Ибрагим-паша и 10 августа - Селим Герай.
В Чигирине располагался гарнизон численностью в 7,5 тыс. человек - 5300 козаков чигиринского полковника Григория Коровки-Вольского, 2100 московских стрельцов под командованием генерала Афанасия Трауэрнихта и 59 пушек под командованием инженер-полковника Ягана Фонфростена (голландец Иоганн ван Фростен). Общее командование осуществлял Трауэрнихт. Козаки, помимо чигиринских. были представлены полтавскими, гадячскими, лубенскими, а также элитными сердюками и надворными гетманской хоругвью и драгунией. Московские стрельцы - приказами (полками) Бориса Титова, Никиты Борисова и Федора Мещеринова.
Уже 3 августа стрельцы сделали первую вылазку. С 6 августа началась правильная осада по всем правилам военного искусства того времени, когда Вобан еще только разрабатывал свою прорывную систему. На помощь старой гетманской столице отправились Самойлович из Переяславля и Ромодановский из Курска. 20 августа в Чигирин вошел передовой отряд сердюков Дмитра Жеребиловского и белгородских драгун Фадея Тумашева.
24 августа через Бужин перевоз начали переходить основные силы Ромодановского (34,5 тыс. русских солдат, драгун, рейтаров и стрельцов) и Самойловича (17,5 тыс. козаков). А 27 августа у Бужина перевоза, где в 1662 Селим Герай разбил Золотаренко (ставшего через год жертвой Черной рады) и Приклонского, разразилась новая битва - теперь между 52-тысячной московско-козачьей армией и 60-тысячным войском Ибрагим-паши, который за время похода успел заработать прозвище Шайтан. Во второй половине дня турки атаковали русские позиции. Этот бой решал успех всей переправы, так как к тому времени на правом берегу было всего несколько полков, однако первый и второй выборные полки отразили атаку янычар. Получив от хана и турецких командиров донесение, что те не могут сдержать русских, Ибрагим-паша направил им подкрепления, а с оставшимися силами предпринял последнюю отчаянную попытку овладеть Чигирином.
Тем временем Ромодановский и Самойлович переправили уже 15 тыс. человек под командованием полковников Косагова и Новицкого, которые перешли в атаку и отбросили численно превосходящие силы противника. 28 сражение продолжилось. Расширив занятый плацдарм, союзники закончили переправу. Турки с татарами, валахами и молдаванами понесли значительные потери - до 10 тыс., в том числе сын хана и 2 сына паши остались на поле брани. Русские и черкасы потеряли 2460 человек убитыми и около 5 тыс. ранеными. Это заставило Ибрагим-пашу уже под утро 29 августа отступить. Замок Чигирина, в котором уже заканчивались продовольствие и боеприпасы, был спасен.
Кара-Мустафа рвал и метал. Он срочно начал готовится к реваншу и всерьез собирать все силы империи, и в конце апреля лично выступил в поход из Исакчи во главе 130-тысячного войска - таких сил на север от Черного моря никто из османов дотоле не вел.
Чигирин укреплялся, его гарнизон был доведен до 13,5 тыс. воинов. Воеводой был назначен окольничий Иван Ржевский. На Бужинском перевозе был разбит укрепленный лагерь под командой генерала Григория Касогова (которого мы помним еще по временам Конотопской и Каневской битв) с полком рейтар и 2 полками донских казаков - Фрола Минаева (сподвижника Степана Разина, предавшего его в последний момент) и Михаила Самаренина (который был ярым врагом Разина изначальна и отличался в преследованиях староверов на Дону).
8 июля Кара-Мустафа осадил Чигирин. С ним пришли саперы, взявшие саму Кандию после самой долгой в истории осады 1648-1669 годов. Это были одни из лучших мастеров осадного дела своего времени, и шансов у обороняющихся было немного. А вот инженер-полковник Иоганн ван Фростен погиб при закладке мин в самом начале осады. 3 августа взрывом гранаты был убит воевода Иван Ржевский, которого сменил командир драгунского полка шотландец Патрик Гордон, который оставил подробное описание компании, но не мог переломить её ход.
С 12 июля по 4 августа русские войска воеводы Григория Ромодановского, козаки Ивана Самойловича и черкЕсы и калмыки князя Касбулата Черкесского бились с турками Кара-Мустафы, крымскими татарами Мурад Герая и козаками Юрия Хмельницкого на Тясминских высотах. Решительного успеха никто не добился. 4 августа в город вошла солдатские полки Юнгмана и Россворма. 6 августа генералы Григорий Косагов и Франц Вульф захватили несколько островов при впадении Тясмина в Днепр, но были оттуда вскоре выбиты. 10 августа в нижний замок Чигрина вошел Вулф, а 11 - полк Самуэля Вестгофа, но турки уже подожгли его, и Гордон начал организовывать эвакуацию города, оставив своего заместителя Корнелиса ван Бокховена. Бокховен сражался храбро и пал с оружием в руках, а вот Вестгоф сдрейфил и ушел, не уведомив об этом Гордона. Сам шотландец перед уходом из замка поджег погреб, от взрыва коего серьезно пострадали ворвавшиеся за стены турки.
Русские и черкасы начали отступать за Днепр, с 14 по 16 августа шли ожесточенные бои за форт, обстрелы из которого мешали переправе. более того, турки оттуда и сами совершали рейды за реку. Лишь 21 августа эта эпопея завершилась, русские отступили, и форт был оставлен. Стало известно о том, что на Украину идет армия царевича Касимовского, и 23 августа (3 сентября) турки, разрушив Чигирин, отступили на запад. захватив полковые городки Канев, Немиров, Кальник и поставив Юрия Богдановича на гетманство в Немирове.
Тогда начался Великий Сгон - Самойлович посылал своих полковников за Днепр, чтобы те принуждали жителей Правобережья уходить на подконтрольные земли левобережных полков. Еще в предыдущее десятилетие относительно спокойные Левобережье и Слобожанщина привлекали массы переселенцев из перманентно разоряемых соперничающими армиями Подолии и Правобережья. Но теперь переселение приобрело характер принудительный и намного более массовый.
В январе 1679 г. крымские татары во главе с ханом Мурад Гераем попыталось овладеть Сечью, но Серко совершил свой последний подвиг, отбив их.
Одновременно Юрий Хмельницкий с чамбулом крымских татар перешел Днепр и начал разорять территорию Переяславского полка, но Григорий Косагов при поддержке Полтавского, Гадячского, Миргородского и и элитного Компанейского козачьих полков заставил его отступить в Немиров.
Тем временем, начался разбор полетов. Григорий Ромодановский, несмотря на все прошлые заслуги, снят со всех постов и отправлен на разбирательство в Москву. Патрик Гордон, четырежды раненый и в целом покрывший себя славой в Чигирине, был назначен комендантом Киева. Воеводой Большого полка = верховным командующим войск на юге был назначен князь боярин Михаил Черкасский, начальником Белгородского разряда и фактически московским наместником Левобережья и Слобожанщины - князь боярин Иван Милославский.
На Белгородскую линию отправили князя стольника Якова Борятинского и генерала Григория Косагова, которые с помощью донских казаков атамана Корнея Яковлева и слободско-украинских козаков летом отбили набег 10-тыс. войска крымских татар и кубанских ногайцев, после чего начали строительство очередной черты, впоследствии названной Изюмской, дабы дополнительно прикрыть шляхи и сакмы, по которым татары и ногайцы совершали набеги.
Самойлович в 1679 активизировал Великий Сгон, перейдя к откровенной депортации потенциальных подданных Юрия Хмельницкого. Московское правительство одобряло эти действия, при условии, что часть перемещаемого населения отправлялась в Слободскую Украину, особенно в на новооснованную Изюмскую черту.
В январе 1680 года крымский хан Мурад Герай совершил набег на Слобожанщину, и пользуясь сменой воевод (главнокомандующим назначили фаворита царевны Софьи князя Василия Голицына, а командующим Белгородской чертой князя Петра Хованского) разорил часть новооснованных городков и увел значительный полон. Однако прорвать Белгородскую черту он не смог.
Османы так и не решились идти в новый большой поход из-за высоких потерь и логистических сложностей, которыми запомнилась компания 1678 года.
В январе 1681 года был заключен Бахчисарайский мир, согласно которому Левобережье и Киев признавались за московским царем, а правобережье - за османским султаном, Сечь же становилась формально нейтральной. Юрий Хмельницкий был снят с гетманства, а его власть передана молдавскому господарю Георгию Дуке. Московские цари обязаны были платить крымским ханам дань.
На этом Руина по большому счету закончилась.
Стоит рассказать про её персоналии.
Про дальнейшую историю Кара-Мустафы и Яна Собесского читать здесь:
Вечный неудачник Юрий Хмельницкий снова стал гетманом после пленения Дуки полякам в конце 1683, но его управление Османской Украиной вызвало всеобщее возмущение ка кподданных, так и османов, и в 1685 г. 44-летнего сына Богдана удавили в Каменце по приказу местного паши.
Демьян Многогрешный, низложенный в 1672 г. был отправлен в Москву, там его приговорили сначала к смерти, потом сослали в Сибирь, в 1682 г. он иркутским боярским сыном и назначен в Селенгинский острог. В 1688 г. он руководил обороной Селенгинского острога от войск халха-монгольского хана Чимид-Дорчжи, что сыграло большую роль в относительно благоприятных для России условиях Нерчинского мира с империей Цин, которая первоначально желала изгнать русских за Байкал, но пока ограничилась Аргунью. Был приказчиком (комендантом) острога, потом постригся в монахи и умер в 1703 г. в преклонном возрасте 82 года, став самым долгоживущим из всех гетманов эпохи Руины.
Петро Дорошенко в 1679 после долгого разбирательства был.. отправлен воеводой на Вятку, а после воеводства в 1686 г. получил поместье Ярополец под Москвой. где и умер в 1697 г. в возрасте 71 года, оказавшись в итоге едва ли не самым удачливым из всех руинских гетманов.
Григорий Ромадановский с 1679 нес службу при дворе, но был убит вместе с сыном Андреем во время стрелецкого бунта в 1682 г. не достигнув и 50 лет.
Иван Серко умер в 1680 г. , в возрасте 70 лет на Запорожье.
Иван Самойлович в 1687 г. участвовал в крымском походе, Василий Голицын возложил на него ответственность за неудачу, после чего снял его с поста гетмана, назначив вместо него Ивана Мазепу, а самого сослал в Тобольск. Один из сыновей Ивана, Григорий, был казнен в Севске за ругань в адрес Голицына, Софьи и юных царей Ивана и Петра. В тобольской ссылке опальный гетман и умер в возрасте около 60 лет в 1690 г. В том же году Петр снял Голицына со всех постов и отправил в ссылку в Яренск, где тот и умер в 1714 г. в 70 лет.
Григорий Касогов был в 1682 г. пожалован Софьей думным дьяком, в 1692 г. отправлен в почетную ссылку воеводой Путивля (неподалеку от своего родного Карачева), где и умер в 1701 г. в возрасте около 80 лет.
Шотландец Патрик Гордон сделал блестящую карьеру при молодом царе Петре Алексеевиче, и умер в возрасте 64 года в Москве. до самого конца оставаясь ревностным католиком и считая себя подданым династии Стюартов.