Найти тему
Экономика России

Яндекс. Глобалисты или технологические лидеры России

Оглавление

У нас периодически возникает дискуссия о той, или иной компании, ее национальной принадлежности: она все-таки российская, или нет?

Ярким примером такой компании является Яндекс. Одна из крупнейших, и уж точно самая известная ИТ компания России. Например, недавно Яндекс запустил еще один сервис для организации грузоперевозок "Магистрали" - это помощь бизнесу в развитии экономики, или очередной поток глобального налога из России?

Давайте подумаем и попробуем разобраться

Тигран Худавердян - генеральный директор Яндекса
Тигран Худавердян - генеральный директор Яндекса

Споры о принадлежности той или иной компании обычно вызваны тем, что многие наши компании структурируют свою деятельность, выводя прибыль в офшорные юрисдикции, то есть страны, где можно меньше платить налогов. Это нормальная практика для стран развитого капитализма, однако нашей она экономике она наносит ущерб.

Но значит ли это, что действия компании наносят больше вреда, чем пользы?

Яндекс делает много полезного: поиск в интернете, где они занимает хорошую долю, сервис Музыка, сервис для заказа такси и многое другое, платное и бесплатное для простых пользователей, а также облачные сервисы для предприятий.

Собственно, платформа, на которой мы с вами сейчас находимся, обязана своим существованием Яндексу. А ведь Дзен - один из немногих ресурсов, где можно делиться своими мыслями в текстовом виде, а не снимать ролики. Но к Дзену и Новостям мы вернемся позже.

Да, с бизнесом и технологиями компания справляется на "отлично". Проблема в том, что прибыль от этого уходит за рубеж. Несмотря на реинвестирование и создание рабочих мест в России, собственники компании не хотят отказываться от "международности", не пожелав менять место регистрации на российский офшоры, например Калининград.

Можно сказать, что подобное право возникло в обмен на право государства вмешиваться в ограниченный круг вопросов через "Фонд общественных интересов", который согласовывает вопросы, связанные с передачей персональных данных, технологий и консолидацией более 10% Яндекса в одних руках.

Но все же, есть ощущение, что Яндекс компания глобалистская по духу. Например, они размещают в общий доступ в качестве открытого решения YDB, ClickHouse, CatBoost - это программные продукты для управления базами данных и машинного обучения. Так поступают как раз глобальные ИТ-гиганты. Впрочем, здесь это может быть оправданным.

Куда более показательным является продажа сервисов Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен компании "ВК групп", развивающей одноименную соцсеть. В последние годы, особенно после обострения конфронтации с Западом к Яндексу неоднократно поступали претензии, связанные и с поисковыми выдачами и формированием топа новостей.

Очевидно, компания или целенаправленно игнорирует политическую повестку, или просто не в состоянии выдерживать нужную линию, будучи игроком информационного поля, что и привело к избавлению от Дзена и Новостей.

Опять же, с точки зрения бизнеса, подход вполне понятный: сервисы создают риски, управлять ими сложно, проще продать и сосредоточиться на том, что получается хорошо.

В целом, факторов много и видимо большой компании, выросшей в годы разгула глобалистской модели, не избежать подобных обвинений. Точно можно только сказать, что перевод компании-собственника в российскую юрисдикцию мог бы снять большую часть таких вопросов, ведь почти вся прибыль Яндекса формируется в России.

Не забывайте ставить лайк!

Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!))