Одной из проблем начинающих ученых являются методы, а также вопрос их выбора и применения. Почему это всегда проблема? Сначала ищем методы, потом ломаем голову: где и как их применить? И каждый раз одно и то же - очередной бег по кругу. А вы уже знаете, что бежим мы по кругу только тогда, когда ушли с прямого пути к цели в сторону.
Итак, одним из важнейших структурных элементов методологии после научных подходов и принципов являются методы исследования. Несмотря на то, что в автореферате всегда пишут методология и методы, методы – это элемент методологии, который в зависимости от уровня, могут выделять отдельно. Многие вообще выбрасывают методологию и говорят только о методах. Вы можете найти множество таких диссертаций.
Методы - это средства познания окружающей действительности, исследования процессов и явлений. Они предполагают особую организацию познавательной деятельности, которая осуществляется посредством их последовательного применения в определенном сочетании на протяжении всего исследования и оформления диссертационной работы.
А в конкретном, отдельно взятом исследовании, методы служат главным инструментом для:
- добывания фактического материала и его обработки;
- для построения и обоснования моделей, методик, технологий;
- для построения выводов и разработки рекомендаций и др.
Что бы мы ни делали в процессе исследования, мы всегда применяем различные методы. Поэтому, сначала надо определить, что делать, а потом выбирать для этого подходящие методы. Иными словами: сначала надо прописать задачи исследования, а потом для их решения подобрать методы. И совсем не обязательно 1 задача = 1 метод. Для решения одной задачи, порой, надо несколько методов, которые сочетаются между собой и дополняют друг друга. Как их выбрать?
Методы научного познания принято делить на общие и частные – это наиболее распространенная классификация методов.
Общие - подходят для всех наук и специальностей - они универсальные. Частные - вариант общего метода, применительно к определённой отрасли или специальности.
Например: систематизация - общий метод, а функционально-диагностическая систематизация - частный.
Когда вы выбираете методы для решения поставленных в диссертации задач - выбирайте и общие и частные, смело сочетайте их между собой применительно для конкретных задач. Помните, что каждый шаг в диссертации вы применяете тот или иной метод. Надо только понять, какой именно и зафиксировать.
Мы подробно разбираем методы на занятиях на курсе и обосновываем их применение в работе. Это необходимо для обоснования каждого шага как в процессе написания диссертации, так и на ее защите!
Зачем нужны границы исследования?
Как часто мы слышим замечание по диссертации о том, что тема исследования не раскрыта, что она гораздо шире, чем представленные результаты и автор необоснованно заузил тему. Тем самым перечеркивается практически вся работа: раз тема не раскрыта, значит диссертация не завершена, и ее не примут к защите.
Что делать в этой ситуации? Неужели переписывать работу?! Столько труда и всё опять с начала?
Не торопитесь. Всё можно исправить практически без потерь, определив границы исследования. Да! Это реальный выход в такой ситуации. Если вы определяете границы исследования, то по сути ограничиваете тему и делаете ее более узкой. В этом случае обвинение в том, что тема не раскрыта имеет оправдание - всё в границах исследования.
Что же такое границы исследования и как их определить?
Иногда в диссертациях их называют рамками исследования, но правильное название «границы исследования». Если вы определили их грамотно, то это не только существенно облегчит вашу работу над диссертацией, но и позволит в ходе экспертизы и защиты диссертации избежать лишних и неудобных вопросов.
Когда мы во введении выстраиваем научный аппарат диссертации и определяем объект и предмет исследования, то, по сути, уже выстраиваем определенные границы исследования. Но как отдельный структурный элемент введения, границы исследования представляют собой определенные ограничения, которые необходимы для получения корректного результата и возможности его верификации (проверки).
Границы исследования бывают:
1) временные – определенные хронологические рамки и периоды;
2) пространственные или территориальные (определенные регионы, страны, районы и др.);
3) типологические или видовые - конкретные выбранные для исследования типы чего-либо (типы источников, применяемых инструментов, методик и т.д.).
Границы исследования важно не только определить, но и аргументировать. Границы исследования могут ограничивать:
- объект исследования;
- предмет исследования;
- условия существования предмета и объекта исследования.
Границы исследования определяются в диссертациях далеко не всегда, а только когда требуется. А требуется это если:
1. Тема исследования широкая, и вы изначально закладываете в неё определённые ограничения;
2. Тема утверждена и нет возможности её конкретизировать;
3. Написали диссертацию и не охватили все стороны предмета исследования - случайно сузили тему.
Во всех этих случаях границы исследования будут для вас тем самым единственным выходом из сложной ситуации.
Частой рекомендацией аспирантам и соискателям является «держать открытыми» границы до конца исследования, а потом, в конце, их определить и обосновать. Но это неправильный подход, поскольку говорит о том, что вы не знаете, куда идёте, и что получите в результате исследования.
На курсе мы работаем целенаправленно и системно, поэтому каждый точно знает границы с самого начала работы и не выходит за них во время всего процесса! Это позволяет избежать тех трудностей и сложных ситуаций, о которых я говорила в начале.
А какие сложности возникали у вас с определением методов и границ исследования? Пишите в комментариях!
#диссертация #кандидатнаук #магистратуразарубежом #научнаястатья #ученый #диссертацияпишись #магистерскаядиссертация #молодойученый #пишудиссертацию
#научныепубликации