Найти тему

В память о Мастере... Ушёл Феликс Михайлович Иванов

14 мая 2022 года на 72-м году ушёл из жизни Феликс Михайлович Иванов #Felix Ivanoff - мастер багуачжан, режиссёр, актёр, профессор. Выпускник Театральной Школы Щукина в театре Вахтангова.

Одним из самых лучших событий в моей жизни была встреча с ним в стенах Школы-Студии МХАТ в 1986 году. Феликс Иванович вёл искусство движения и сценический бой для актёров, но его программа была неизмеримо шире, а его желание делиться знаниями огромным. На моё счастье администрация разрешила ему проводить дополнительные занятия для всех желающих с обоих факультетов. Для меня (и некоторых моих однокурсников - Игоря Новикова, Антона Ольшванга и Дмитрия Демского) открылась уникальная возможность - большинству будущих актёров хватало академической нагрузки, поэтому остались свободные места. Уж что-что, а эти занятия пропускать никто из нас не хотел. Мало того, вскоре Феликс разрешил нам приезжать к нему на его "полянку" в Тёплом Стане, что в одной остановке от моей локации. Занятия на полянке были ещё более интимными, это была уже личная передача, мы все их очень ценили.

Через некоторое время нас "постановщиков" стало большинство - более менее регулярно на факультативе появлялись только будущие звёзды - Владимир Машков и Боровиков Александр. Режиссёр, актёр, профессор, преподаватель школы Константина Райкина Шенталинский Сергей до сих пор очень тепло вспоминает эти уроки и общение с мастером, творчески преумножая, передаёт секреты уже своим талантливым студентам*.

На то время боевые искусства после небольшого периода относительной свободы, были запрещены - только начавшее набирать популярность каратэ ушло в подполье. Китайский термин ушу ещё не был никому знаком - вместо него кое-где всплывала информация про таинственное и, конечно же, разношёрстное "кунфу", для всех адептов которого главными наставниками были экранные Брюс Ли и Ван Дамм в формате VHS.

Феликс Иванов
Феликс Иванов

Тем уникальнее были уроки Феликса, которые базировались на принципах #багуачжан. Этот стиль ушу относится к внутренним, и в самом Китае встречается довольно-таки редко, в первую очередь из-за своей сложности. Его "изюминка" это специфический шаг, способствующий "Опусканию Ци", "заземлению", обеспечивающему устойчивость в сочетании с высокой подвижностью.

Мы не изучали никаких форм багуа, но мастер дал большее - раскрыл главные Принципы, на которых строятся все внутренние школы. Мы познакомились с методикой "столбового стояния" #Чжан-Чжуан, которую Феликс Иванович практически поставил во главу угла и актёрского мастерства. Главная его идея заключалась в том, что глубокий Покой ума должен стать как бы точкой отсчёта для проявления любых других состояний и эмоций.

на уроках сцен-движения, сцен-боя и актёрского мастерства, США
на уроках сцен-движения, сцен-боя и актёрского мастерства, США

Быстрое изменение определённого состояния актёра на противоположное он предлагал осуществлять именно через позицию нейтрала - для этого "0" должен быть самым узнаваемым и привычным для ума. Таким образом, все участники его уроков знакомились с разными формами медитации - от динамической до статической, включая концентрацию внимания на Пустоте. На тот момент дефицита по-настоящему чистой и принципиальной информации в этой области, эти знания были просто бесценными.

На тот момент Феликс был также создателем и руководителем театра "Колесо", включавшим многие этнические моменты - народное пение, пантомиму, акробатику, игру на самых различных интсрументах народов мира. В рок-опере Алексея Рыбникова "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" он исполнял песню Шарманщика - чтобы прослушать, пройдите по ссылке ниже: https://yandex.ru/video/preview/15521623995901206675

В доме Ф.М. Иванова
В доме Ф.М. Иванова

Как раз в то же время, волею судеб, мне удалось начать занятия по #тайцзицюань с моим главным наставником - Николаем Балашовым, которые проходили в закрытом формате на базе НИИ "Спорт". Феликс немножко ревновал меня к ним, но его легко можно было понять - на всём пространстве СССР вряд ли можно было найти столько квалифицированного мастера, знакомого с настоящей традицией столь элитного боевого искусства. Тайцзицюань Феликс считал вершиной триады внутренних школ, проводя буквальный знак равенства между категориями Тайцзи и Любовь.

-5

Только в 1991 я смог познакомиться с носителями традиционного ушу, в том числе #багуачжан. Своим продвижением в этой области я во многом обязан тем крепким основам, которые заложил Феликс Михайлович. На семинарах, которые проводились созданным при Госкомспорте СССР Центром, были очень востребованы факультативы по "Игровым аспектам внутренних школ ушу", которые я организовал, взяв за основу методику Феликса. И, конечно же, воспринимать сложно-координационный багуачжан.

Самые различные, всегда увлекательные, забавные, весёлые упражнения позволяли доносить сложные вещи простым языком. Сегодня некоторые упражнения из той программы я узнаю в различных системах Телесно Ориентированной терапии и динамической йоги. А на базе программы "Палки" из "Игровых аспектов..." даже образовался целый центр детского ушу в Тольятти. Методика мастера, так, или иначе, пошла в массы, встроилась в самые различные клубы через сотни и тысячи инструкторов, проходивших через наши семинары.

Посмотрите два небольших ролика с фрагментами программы "Палки":

Любой предмет он мог "оживить", включить в систему тренировки не только тела, но и сознания. Палки, брёвна, стулья, чайники и флейты, мешки и яблоки становились магическими средствами трансформации. Он ощущал самую суть их, вместе с с центром тяжести, фактурой материала, функцией, историей создания, заставляя жить, левитировать, исполнять самые различные роли.

Посмотрите на оригинальную и виртуозную разминку Феликса с различными предметами на берегу океана:

Уже в немолодом возрасте Феликс решил устроить испытание своему мастерству - пошёл в школу #дзюдо, чтобы иметь возможность отрабатывать гунфу на реальных партнёрах, в итоге начал принимал участие в различных соревнованиях, получив высокую оценку и в этой области - 4-й Дан.

Ниже я разместил несколько цитат друзей и соратников Феликса после его отъезда в США:

"Феликс Иванов - профессор, преподаватель актёрского мастерства в театральном Университете Сиракуз, актёр, режиссёр и музыкант, прекрасно владеющий искусством музыкальной клоунады, сценического боя, разными видами движения и характерного танца. Он является мастером китайских боевых искусств Куошу** и имеет черный пояс по дзюдо.
Иванов разработал оригинальную динамическую тренировку для актёров и получил международное признание за свой метод обучения. Он преподавал во многих международных и американских колледжах и университетах.
Хореография и работы по сценическому движению/борьбе Иванова были представлены в театрах США и на различных театральных фестивалях."
Маргарита Свободина

На коротком видео, представленном ниже, фрагмент уроков Ф. М. Иванова по сценическому движению:

«Друг моей юности и один из учителей Феликс Иванов. Специалист по сценическому движению и боевым искусствам (кун-фу, дзюдо), режиссёр, музыкант, певец и просто суперталантливый человек. Феликс играл на любых инструментах. И не только инструментах: один раз я был свидетелем тому, как он исполняет Гимн Советского Союза на заварочном чайнике, дуя в носик."
Л. Тираспольский

Феликс Иванов занимался постановкой движения в музыкальном спектакле театра им. Моссовета Иисус Христос – суперзвезда в 1989-90 гг. По сути, проект этот был полной авантюрой, и Феликс, как человек, стремящийся к новому, без застоев в душе, подписался на него с радостью. Занимался он огромной пластической группой, попавшей в его руки неразмятой глиной. Терпеливо учил слушать свое тело, ломал, крутил, изгибал, подбрасывал, заставляя откликаться на сигналы мозга невероятными пируэтами каждую клеточку организма. И все это мягко, увлекательно, без давления и нравоучительства, с уместным юмором. Я была в этой группе с самого начала. На тренировки Феликса Иванова мы просто бегом бежали, обожали его – нашего Учителя, он был хорошим, неординарным человеком, Личностью.

Маша Иванова / Мария Эс

Переехав в США, #Феликс Иванов ещё плотнее стал работать на театральном поприще, проводя различные мастер-классы по своему уникальному профилю, который точнее всего можно было бы выразить ёмким словом гунфу - мастерства, требующего Осознанности, протяжённого во времени.

Светлая ему память!

Буду очень рад комментариям и особенно тем людям, кто мог бы дополнить мой краткий рассказ об этом замечательном человеке своими воспоминаниями!

-------------------------------

*Посмотреть фрагмент учебной работы под руководством С.В. Шенталинского можно ниже:

** "ГОШУ 國 術 (также пишется Куошу) - народное искусство, это термин, обозначающий китайское искусство боя, ци гун и связанные с ними философию и этику. Термин ГОШУ был официально принят на заседании китайского правительства в 1927 году. В настоящее время этот термин употребляется преимущественно на территории Китайской республики на Тайване. В отличие от УШУ, распространенного в Китайской народной республике, в ГОШУ большее внимание уделяется традиционным аспектам воинских искусств."