Одной из важных программ, подготавливающих молодежь к рынку труда в Германии, является проект Job@venture. Он рассматривается как возможное решение проблем, связанных с четвертой промышленной революцией, то есть массовым внедрением киберфизических систем в производство.
Вызываемая к жизни экономической целесообразностью и привлекательностью повышения качества жизни, четвёртая промышленная революция несёт в себе риски повышения нестабильности и возможного коллапса мировой системы, в связи с чем её наступление воспринимается как вызов. Как ответ на него в Германии возникла концепция Arbeit 4.0 (Работа 4.0), описывающая развитие мира труда вплоть до 2030 года и предлагающее передовое видение качественных рабочих мест в эпоху цифровых технологий. В рамках такой концепции и для того, чтобы облегчить молодежи переход от школы к профессиональной деятельности, и возник проект Job@venture, благодаря которому недавние школьники могут попробовать себя в различных профессиональных сферах, развить индивидуальную, реалистичную профессиональную перспективу и получить поддержку в поисках ученичества.
Программа нацелена на молодых людей в возрасте до 25 лет, получивших обязательное школьное образование, но еще не готовых к работе и/или не имеющих четких карьерных представлений. Приоритетом является их профориентация и интеграция в ученичество. Также возможна подготовка к трудоустройству в качестве альтернативной цели, в зависимости от личных требований.
Участникам предоставляется возможность проверить и оценить свои способности, навыки и интересы в отношении возможного выбора профессии, сориентироваться в спектре подходящих специальностей и принять решение о будущей трудовой стезе. Молодые люди получают все необходимые знания и навыки для начала профессиональной подготовки, получения аттестата об окончании средней школы или его эквивалента и для устройства на работу.
Мероприятия по предпрофессиональной подготовке делятся на 4 квалификационных уровня:
· анализ текущего уровня и дальнейших перспектив при помощи различных онлайн-тестов, например, Check-U или https://berufecheck.arbeitsagentur.de/, и очных консультаций по вопросам карьеры.
· базовый уровень, на котором происходит начальная подготовка к миру труда, знакомство с различными профессиями и их требованиями (в сотрудничестве с центрами молодежного развития, учебными центрами, агентствами по трудоустройству и торгово-промышленными палатами) в том числе при помощи современных технологий. Это может быть OpenDigiLab, где происходит знакомство с дизайн-мышлением, гибкими методологиями и т.д. или FabLab, где с помощью цифрового дизайна, 3D принтеров, лазерной обработки и других передовых технологических методов можно самостоятельно изготовить любой предмет или деталь. Также здесь можно попробовать цифровые обучающие платформы, инновационную проектную работа на ПК и ноутбуках, принять участие в "серьезных" играх, таких как Classcraft*.
· средний уровень, на котором приобретаются практические и теоретические знания в следующих областях: металлургия/машиностроение, индустрия гостеприимства/общественное питание, здравоохранение/социальные вопросы/образование, экономика/управление/складская деятельность/торговля. Здесь же происходит обучение ключевым компетенциям, оплачиваемые стажировки в компаниях, корректирующие занятия и т.д.
· переходная квалификация с получением аттестата об окончании школы при социально-образовательной поддержке.
Участие в программе может продолжаться до 12 месяцев. Рабочее время обычно составляет 39 часов в неделю. Вступить в программу Job@venture возможно в любое время при наличии свободного места.
*Classcraft – ролевая онлайн-игра, которая позволяет ученикам зарабатывать баллы, проходить квесты и отвечать на вопросы через призму изучаемого предмета. Игра хорошо подходит для групповых занятий, так как в ней необходимо создавать команды по 5-6 человек, но подходит и для четырех учеников.
В каждой команде у ученика свой персонаж. Он может быть Воином, Целителем или Магом. Ученики сами их выбирают и настраивают. Так как основная цель игры набрать максимальное количество баллов, то у каждого типа персонажа есть свои особые привилегии. Маги могут предотвратить потерю очков у всей команды. Целители могут передавать очки другому игроку из команды, чтобы спасти его. Воину, например, можно есть на уроке, магу — получать дополнительные минуты на экзамене, а целителю — слушать iPod во время контрольной.
Учитель в свою очередь настраивает:
— правила поведения, за которое можно заработать баллы или потерять их;
— способности, которые ученики потом выбирают для своего персонажа;— наказания, которые должны быть осуществлены за несоблюдение правил и потерю очков;
— а также случайные события, которые необходимо выполнить только одному или же всем ученикам.
Можно улучшить учебный процесс с помощью встроенных инструментов: от контроля за поведением и игровой системы обучения до аналитики и обмена сообщениями для учеников и родителей.
Игра увеличивает мотивацию и вовлеченность учеников, вводит экологичный способ повлиять на их поведение, не прибегая к оценкам или разговорам с родителями, улучшает их отношения между собой и учит работать в команде.