MIDI-клавиатуры компании Arturia давно зарекомендовали себя на рынке музыкального оборудования как надёжные, эстетичные и функциональные устройства: их ценят и любят многие профессиональные музыканты, их выбирают любители софтовых и аналоговых сетапов. Две модели в определённый момент стали популярны настолько, что превратились в своеобразный эталон, законодателей моды. И тому есть очень простое подтверждение: их копируют другие производители.
Так, на китайском рынке можно найти многих разработчиков, включая относительно известных WORLDE, старающихся «переосмыслить и сделать доступными» клавиатуры MiniLab: например, модель Tuna является не точной, но всё же её копией. Мы сейчас не будем говорить про известное китайское качество компонентов и сборки — факт остаётся фактом.
И если клавиатура подобного форм-фактора не стала популярной у всех музыкантов: всё-таки она рассчитана на работу с компьютером или мобильным устройством, то KeyStep и её более поздняя версия KeyStep 37, как более универсальные устройства, работающие также с интерфейсами CV/Gate, приобрели всеобщее признание и стали активно использовать в большинстве «железных» сетапов. Их можно часто видеть у блогеров, в лайвах многих музыкантов, в рекомендациях и топах лучших клавиатур.
В чём главные преимущества? Давайте по порядку:
- качественная сборка: приятный на ощупь пластик, крепкая конструкция, отсутствие люфтов, надёжные ручки и кнопки, не стирающаяся со временем краска;
- функционал: помимо внушительных возможностей по подключению, на борту имеются также секвенсор, арпеджиатор, аккордовый режим и т.д.;
- качественные клавиши: несмотря на то, что Arturia используют в выше указанных моделях клавиши уменьшённого размера, они являются одними из лучших на рынке в своей ценовой категории (если не лучшими) — отзывчивые, приятные, не скрипящие, устойчивые к резким и сильным нажатиям, точно передающие Velocity.
Учитывая компактность и очень притягательный стиль, это делает клавиатуру почти незаменимой в сетапе с использованием железа.
Behringer Swing, CME SWIDI — заявленные копии, которые добавляют новые функции: беспроводное соединение, возможность объединять устройства в цепочку, некоторые отличия в работе секвенсора. Вроде бы всё замечательно… Однако есть один момент, который никогда не сделает эти копии такими же функциональными, как бы разработчики ни старались. Чуть позже об этом.
***
Говоря про MiniLab (а мы говорим про версию mkII)— это своего рода идеальное дополнение. Клавиатура для музыканта, предпочитающего работать в DAW или с мобильными устройствами. Кроме аналогичных внешних данных и качественных клавиш, она также даёт нам 16 энкодеров, 2 из которых мультирежимные; возможность работы напрямую с Ableton Live и идущим в комплекте Analog Lab «без мышки», 8 крайне качественных пэдов с возможностью настройки подсветки.
И вот тут начинается самое интересное.
Как вы понимаете, MIDI-клавиатуры на то и MIDI, что должны по этому протоколу соединяться с другими устройствами и передавать определённые данные. С большинством клавиатур в комплекте идёт простая программа, позволяющая настроить, какие данные будут передавать ручки, кнопки и клавиши.
У Arturia в рукаве есть мощный козырь: MIDI Control Center.
Тут дело даже не в том, насколько качественно выполнена эта программа: она шустрая, красивая, функциональная, сама определяет подключённое устройство.
Дело в мелочах. И в количестве возможностей, которые открываются владельцам MIDI-клавиатур Arturia. Скажем так: всё может отправлять всё. Каждый энкодер может работать во множестве режимов с разной скоростью.
Причём вам доступно 8 пресетов, каждый из которых, по сути, содержит несколько настроек у каждого из элементов, учитывая наличие кнопки Shift и возможность на лету менять канал передачи данных.
Так, первые два энкодера могут в каждом из пресетов:
- отправлять основную функцию — от MIDI CC в заданных пределах до NRPN/RPN данных, с определённого канала или с того, который вы выберете на клавиатуре;
- отправлять дополнительную функцию — при нажатии на Shift можно с этого же энкодера отправлять совсем другие данные по другому каналу;
- быть кнопкой — при нажатии на них вы можете активировать какой-нибудь плагин или его функцию, например запись лупа.
Пример: в своём сетапе автор статьи настроил первый энкодер на управление скоростью задержки Delay-плагина в iOS-хосте, при нажатии Shift этот же энкодер управляет громкостью нойз-генератора, а при нажатии на энкодер — запускает запись в лупере. Второй энкодер по умолчанию управляет Feedback-ом в Delay-плагине, с Shift модулирует нойз-генератор, а при нажатии удаляет запись из лупера. Всего 2 ручки!
Пэды могут работать в режиме кнопки, в режиме Gate, в режиме переключателя, могут слать MIDI CC-сообщения, управлять функциями вашей DAW, менять патч в синтезаторе и т.д. И вы можете настроить множество цветов на каждый из этих случаев, чтобы по индикации понимать, в каком из режимов вы находитесь.
Опять же: Shift открывает вторую функцию с другими цветами и другими особенностями в каждом из 8 пресетов, умножаем на количество каналов.
У вас есть футсвитч? Отлично! Для Arturia это всего лишь ещё одна кнопка. Без индикации, но с не меньшим количеством возможностей. Загрузка пресетов происходит моментально, одним движением мыши.
В зависимости от устройства, MIDI Control Center будет предлагать различные возможности. Где-то это редактирование встроенных секвенций в пиано-ролле, где-то — особенности передачи данных через многочисленные разъёмы. Это не главное.
Работая с MIDI Control Center, вы понимаете, что так должно работать всё. У вас в руках уже не MIDI-клавиатура, чтобы играть аккорды и настукивать биты. Перед вами гибкий контроллер цифрового сетапа, освобождающий вам руки и позволяющий управлять всем на лету, заточенный под вас лично и знающий, что вы любите.
Пока клоны работают над созданием новых конкурентных функций, о которых Arturia «забыли», в оригинальных устройствах уже есть всё, чтобы вы могли использовать любой софт с любыми функциями так, как вам захочется.
***
Автор статьи: Илья Чертков — музыкант, блогер, лектор. Эксклюзивно для MPC Distribution.