Всегда были и будут бизнесы и специалисты, успешные в любых условиях. В этой статье мы проанализируем опыт последних лет, чтобы понять, как оставаться эффективным даже в моменты спада рынка.
За последние годы Россия пережила ряд трудностей. Не будем их перечислять — мы подробно остановимся на каждом в тексте статьи. Но даже в периоды турбулентности оставались отрасли экономики страны и частный бизнес, которые продолжали действовать эффективно и развиваться.
Рост курса доллара и евро в 2014 году
В 2014 году на российскому рынку пришлось непросто на фоне роста стоимости доллара и евро по отношению к рублю. У этого было две основные причины: резкое падение цен на нефть и внешнее давление на экономику на фоне присоединения Крыма. Итогом этого периода новейшей истории стало изменение курса рубля к доллару и евро более, чем в два раза.
Несмотря на то, что правительство России оказало беспрецедентные меры поддержки экономике, этот период имел негативные последствия. На 13,2% выросла доля россиян, чьи доходы ниже прожиточного минимума. С 4 до 9 % увеличилась доля невыплаченного долга. Просрочка по валютным займам выросла с 14 до 32%. Выросла и инфляция — в 2014 году она достигла 7,8%, в 2015-м — 15,5 %.
Кто выиграл на этом фоне с точки зрения бизнеса? Вот отрасли, которые перенесли период нестабильности лучше других:
- В частном секторе — компании, преимущественно из IT-сектора, сохранившие международные контракты. Их доход был привязан к иностранной валюте, рост курса которой обгонял инфляцию.
- Крупную государственную поддержку получили предприятия, связанные с добычей природных ресурсов и банковский сектор.
- Кроме того, итогом этого периода стал глобальный курс на импортозамещение — и сейчас, в 2022 году, мы видим, что многим бизнесам оно помогло достичь успеха.
Экономика на самоизоляции
Следующим трудным периодом, уже общемировым, стала пандемия коронавируса. На этот раз речь шла не о рыночных процессах или экономическом соперничестве — перед лицом пандемии беззащитны оказались все. Рост мирового ВВП составил 1,5% вместо прогнозируемых 2,9%. Только за первую волну коронавируса в России прекратили своё существование 4,5 млн предприятий малого и среднего бизнеса.
На фоне ограничений сложнее всего пришлось бизнесу, структура которого не позволяет работать удалённо: реальное производство, строительная отрасль, сфера развлечений и организации мероприятий, пассажирские и грузовые перевозки, гостиничный и ресторанный бизнес, розничная торговля непродовольственными товарами. В этих сферах удалось преодолеть сложный период крупным компаниям, бизнесу, который имел значительные резервы, и предприятиям, которые получили государственную поддержку.
Как бизнес справлялся?
- Ключевым словом этого периода стала “удалёнка”. Бизнес, который мог работать удалённо или смог быстро адаптироваться к новой реальности, выжил и продолжил получать прибыль. Проще всего этот переход дался предприятиям IT-сферы и digital-индустрии.
- Ритейл и ресторанный бизнес, чтобы выжить, стремительно освоили доставку и онлайн-торговлю — и сейчас этот тренд только нарастает. Поэтому компании, которые подстроились под реалии коронавируса, продолжают расти и сейчас.
Февраль 2022
Стоило экономике оправиться, как начался новый период нестабильности. Россия оказалась под беспрецедентным давлением со стороны мирового сообщества.
Иностранные компании и инвесторы уходят с российского рынка, курс валют показывает скачкообразную динамику и часто не отражает реальной покупательной способности рубля, банки отключают от SWIFT. Сегодня мы можем сказать одно: доля России в глобальной экономике резко снижается. Россию ждёт глобальное изменение логистических цепочек — придётся научиться закупать и доставлять часть товаров через другие страны, заключать соглашения с новыми поставщиками и партнёрами.
В условиях высокой турбулентности выживают те, кто инвестирует в своё образование и непрерывно наращивает востребованные компетенции, в том числе управленческие. Постоянно изменяющийся ландшафт рынка рождает новые точки роста и возможности для развития — как для бизнеса, так и для карьеры отдельного специалиста.
Именно тому, как перестать "справляться" и начать "развиваться", учат в магистратуре РАНХиГС “Стратегические инновации и предпринимательство”. Слушателей ждут два года обучения от лучших мировых практиков — наши эксперты пережили не один кризис и знают, как это делать. Переходите на сайт Программы, чтобы узнать подробности и получить консультацию.