Прямо в центре Москвы, рядом с величественным Большим театром, увенчанным квадригой, которой управляет сам Аполлон и наблюдающими, за его торжественным проездом, Эратой с Терпсихорой, разместился Театр Малый. У входа в него основательно по - хозяйски присел в кресло Александр Островский.
Едва ли можно найти в нашей литературе драматурга, чьё творчество стало известно буквально каждому в России. Хотя современное безвременье несколько снизило эту популярность. Но имею стойкое убеждение в том, что любой сколько-нибудь грезящий о популярности блогер или какая-нибудь очередная телезвезда, непременно канут в неизвестность, если не хватит им времени и желания, для знакомства с творчеством Александра Островского.
О чем думает Александр Николаевич, глядя на нас суетливо перемещающихся по делам своим вдоль и поперёк Театральной площади?
Может, вспоминает детство, когда восьми лет от роду остался без мамы. Как настороженно встретил "шведскую" мачеху - баронессу Эмили Андреевну фон Тессин, дочь шведского дворянина.
Которая впоследствии так и не стала ему другом, он там, на замосквореченских просторах, сумела, как-то привить ему любовь к русской литературе! Может, вспоминает, как ночи напролёт, просиживал в отцовской библиотеке захваченный сюжетами великих романов и как вопреки своему желанию, но по воле отца, пошёл учиться в Московский университет на юридический факультет. Который, к слову сказать, из-за увлечений театром и литературой, так и не окончил. Но после, по настоянию отца, все же, работал писцом в суде . И умудрился прослужить там до 1851 года.
Может, вспоминает, как в 1849 году было написано его первое произведение «Свои люди – сочтёмся!», которое принесло литературную известность.
Как высоко оценили эту пьесу сам Николай Гоголь и Иван Гончаров. Как затем, невзирая на цензуру, было выпущено множество его пьес, книг. Может, вспоминает, как писались пьесы "Гроза", "Бесприданница" , "Лес" ставшие одними из самых главных его произведений.
Может, вспоминает Артистический кружок, который сам основал в 1866 году и благодаря которому появилось много талантливых людей в театральном кругу.
Как вместе с Артистическим кружком, по сути, реформировал и развил русский театр.
Может, вспоминает друзей, которые были частыми гостями в его доме - Ивана Гончарова, Ивана Тургенева, А. Ф. Писемского, Фёдора Достоевского, Михаила Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого, П. И. Чайковского и многих других.
А может, вспоминает своих любимых.
Агафью, женщину из простой семьи, которая, не имея образования, была первой, кто читал его произведения. Как она поддерживала его во всем. Как вместе они переживали горе, когда все их дети умирали в раннем возрасте. Может, усмехается над тщетными попытками, нынешних исследователей разобраться в том, кем же была, его тайна, его Агафья. Так рано ушедшая, следом за своими детками. И правда, ли что в девичестве она была Ивановой.
Или вспоминает Марию Васильевну Бахметьеву, актрису, на которой женился в 1869 году и которая создала для него истинную семью, родив ему шестерых детей.
Или думает о том, что прав был отец, отправлявший его на службу, потому как слава так и не принесла достатка. И ему до конца своей жизни пришлось испытывать материальные трудности. Как напряженная работа сильно истощала организм и здоровье подводило все чаще. Или думает о возрождении театральной школы, в которой можно бы было обучать профессиональному актерскому мастерству, но которая так и осталась мечтой.
Или продолжает сочинять пьесы, которые уже не для нас...
Островский умер 2(14) июня 1886 года в своём имении. Писателя похоронили рядом с отцом, в селе Николо-Бережки Костромской губернии.