Говорит Спорт Рупор, и в эфире про бренды и сегодня мы с вами поговорим про шоссейные велосипеды Format. Погнали
Сперва напомню, что Format – это российский бренд велосипедов, который собирается на заводе Forward из импортных комплектующих. Проще говоря, Format – это премиум сегмент от пермского бренда Forward, причем компания явно инвестирует большие ресурсы в данный бренд. Помимо очевидного и неплохо маркетинга это легко можно понять даже по тому факту, что многие модели велосипедов были созданы с точки зрения геометрии самостоятельно. То есть здесь речь идет не только о покраске и дизайне, как у многих российских или псевдороссийских брендов, а конструктивных особенностях рам. И в первой статье про историю бренда Format и Forward, кстати, кто не читал, переходите по ссылке, так рассказ будет цельнее, я просил вас выбрать а какой сегмент от этого бренда разбирать в первую очередь. Сначала в Youtube разделились мнения 50 на 50, поэтому я решил сделать дополнительное голосование в Телеграме, и там была похожая картина. Поэтому я решил разобрать более узкий сегмент шоссейных велосипедов, чтобы уделить время очень важным аспектам, которые касаются и горных велосипедов.
Кодификация FORMAT. от 1111 до 9999
Главным аспектом является – названия модельного ряда Format. Может кто не знает, но Format в отличие от многих популярных брендов используют цифры в качестве обозначения модельного ряда. Каждая модель имеет 4 основные цифры, каждая из которых обозначает определенные значение.
И так перед нами 4 цифры, где первые 2 определяют Категорию и в некоторых случаях Субкатегорию. То есть, кто не привык к моим табличкам в этой рубрике, это конечное назначение велосипеда. Бренд менеджер Format Александр после первого ролика вышел на связь и на самом деле это очень помогло. Например, в каталогах нет полного списка всего модельного ряда, а вуа-ля мы с вами его имеем.
Обозначение первых 2 цифр FORMAT:
CROSS COUNTRY — 11xx (велосипеды для гонок КК)
ALL TERRAIN — 12xx (универсальные горные велосипеды)
TRAIL — 13xx (Велосипеды для трейла)
FITNESS — 14xx (фитнес велосипеды для любых рельефов)
WOMEN’S — 77xx (фитнес велосипеды с низкой верхней трубой)
ROAD — 22xx (шоссейные велосипеды)
ADVENTURE — 52xx (туринги для многодневок)
FAST GRAVEL — 23xx (гравийники для гонок с самобеспечением)
GRAVEL — 5211| 5222CF (классические гравийные модели для туризма или походов выходного дня)
FITNESS GRAVEL — 1432 (универсальная модель для города и локальных вылазок по пыходным)
URBAN — 53xx (городские велосипеды)
CRUISER — 55xx (прогулочные велосипеды)
LADY CITY — 773x (женские прогулочные велосипеды)
GRAVITY — 92xx (дерт/4х/парк)
BMX — 32xx (базовые модели для бмх-а)
JUNIOR 24’-26’ — 64xx (подростковые велосипеды)
KID’S 20’ — 74xx (подростковые велосипеды)
KID’S 14’-18’ — kids (детские велосипеды)
KID’S SPORT — kids sport (детские велосипеда для спорта)
Категории FORMAT
И мы с вами видим, что немного с натяжкой, у Format около 14 категорий, и это в какой-то степени показатель как у серьезного мирового средняка, а может даже и выше. Например чешский бренд Superior имеет меньше категорий, чем Format. И из этого списка, нас с вами интересуют 22, 23 и 52 категории, которые подвергнуться разбору в нашей табличке. Но что же означают последние 2 цифры? 3-яя цифра обозначает Номер рамы, причем здесь не работает на первый взгляд правило, что чем ниже цифра, тем круче рама. Это просто нумерация, что в одной категории или субкатегории, могут быть рамы отличающиеся друг от друга. А заключительной, 4-ой цифрой является комплектация, и чем меньше цифра, тем лучше комплектация. Правда, забегаю вперед, скажу, что это не совсем везде работает, особенно, если мы говорим про некоторые шоссейные велосипеды.
Опыт Specialized и Trek
Должен кстати сказать, что по мне, цифровой модельный ряд удобный для внутренней классификации компании. Но для покупателей – это довольно неудобно, так как нужно быть настоящим фанатом бренда, чтобы запомнить все эти коды. Гораздо легче запомнить броские названия модельного ряда, например как у Specialized. Вот что-что, а спеш в плане названий – очень крутые, не смотря на очевидную деградацию модельного ряда последних годов в плане технологий, комплектующих и конечного исполнения.
Компания Trek с точки зрения названий, имеет вариант, посерединке между Format и Specialized, и многие в этом путаются. Очень схожие по написанию, как цифры, но разные по смыслу слова Madone, Domane, Emonda – путают конечных покупателей, и надо постараться, чтобы запомнить какая модель кроется за каждым названием. И я считаю это важным замечанием, но вернемся непосредственно к Format, а именно к первым шоссейным велосипедам.
Первые шоссеры FORMAT
Первые шоссеры на российском рынке появлялись начиная с конца 2007-8 годов, но это были единичные экземпляры. Действительно в массовом смысле, первые шоссейные велосипеды появились в каталоге 2014 года и моделей было буквально на пальцах одной руки.
Было 2 туринговые, 2 классические и 2 циклокроссовые шоссейные модели. И да, вы не обсчитались, у меня 6 пальцев на одной руке. Данные модели были исключительно на базе алюминиевой рамы, за исключением одной хромолиевой туринговой модели и имели базовые комплектующие уровня максимум Tiagra. Но сейчас, модельный ряд насчитывает как минимум в 2 раза больше моделей, причем есть даже карбоновые версии.
Критерии отбора
По каким критериям мы будем отличать один тип шоссейного велосипеда от другого? Помимо геометрических особенностей рамы, мы будем сравнивать следующие показатели:
1) Комфорт рамы. Это на сколько велосипедист посажен вертикально на шоссейном велосипеде.
2) Аэродинамика рамы. И это можно сказать обратное состояние комфорта. Здесь в почете, жесткость и максимально аэродинамичная посадка.
3) Ширина покрышек. Если по простому, узкие покрышки – больше скорости и аэродинамики. Шире покрышки – больше комфорта, контроля и проходимости.
4) Материал рамы. И здесь у отечественного бренда есть аж 3 варианта: алюминий, карбон и хромоль. И это меня однозначно впечатляет.
Классическое шоссе
Начнем с серии №22, и прежде чем впихнуть ту или иную модель в табличку, я предлагаю вам познакомиться визуально с 3 моделями этой категории. Карбоновая 21-ая, алюминиевая с карбоновой вилкой 22-ая, и алюминиевая с алю вилкой 32-ая. И у вас не возникло ощущения, что они мало того, что довольно оригинально выглядят, так еще и довольно разные. У меня такое же ощущение. Так вот, мы берем модель 2232 – и делаем ее центрально моделью в сегменте классическое шоссе. В этом разделе все показатели средние, начиная с комфорта, заканчивая аэродинамическими показателями рамы, в то время когда ширина покрышек стандартная 25 мм. Этот велосипед во всех смыслах простой, начиная с геометрии, заканчивая дополнительными фишками и комплектующими. То есть это алюминиевая вилка, внешняя проводка, система Shimano Tourney – все характеристики простенького шоссера.
Эндуранс шоссе
Следующим сегментом у нас является Эндуранс шоссе. Я не раз говорил о том, что это более комфортная версия классического шоссера, причем это может выражаться как и в геометрии велосипеда, так и в колесах, так в дополнительных фишках. Вы привыкли видеть здесь покрышки минимум 30 мм, но в табличке у нас 25, об этом позже. Алюминиевая версия эндуранс шоссера представлена моделью 2222, которая довольно оригинальная даже с точки зрения внешнего вида. Такой широкий и заваленный подседел создан для того, чтобы максимизировать комфорт от поездки. Широкие покрышки 35мм делают велосипед еще более комфортным и устойчивым. Добавьте еще к этому карбоновую вилку и довольно интересный алюминиевый эндуранс перед вами.
Ну а теперь перейдем к карбоновой модели 2221, которая не смотря на то, что в классификации Format считается классической шоссейной моделью, на мой взгляд является Эндуранс. Вот нахождение тут покрышек шириной 25мм никак не делает это велосипед спортивным шоссером, в первую очередь из-за оригинальной и комфортной геометрии. Все углы подседела и рулевой говорят нам о том, что это более комфортный велосипед, а очень длинный и массивный рулевой стакан – явная характеристика виброгасящего элемента. Мало того, что рулевая еще выше, так коэффициент виброгашения выше. Мой вам совет, хотите прикольный карбоновый эндуранс, возьмите этот байк и воткните настолько широкие покрышки, на сколько позволяют перья и вилка.
Гравийники
Теперь переходим к гравийным велосипедам и здесь еще больше комфорта и проходимости и еще меньше коэффициента аэродинамики велосипеда. Ширина покрышек уже варьируется от 45 до 54 мм, что внушительно для бездорожья. Модель, которая представляет данную категорию называется 5211 и это алюминиевый комфортный гравийник. Этот велосипед, не смотря на то, что гравийник, имеет жесткую раму, склонную больше к спортивным достижениям, а так же алюминиевую вилку. Всю эту жесткость скрашивают широкие колеса, 45мм на вариации с 28 колесами и 2,1 дюйма в варианте с 27 колесами. Добавьте сверху 1х систему достаточно неплохого уровня и вы получите универсального бойца.
Туринг
Теперь на очереди категория под названием Туринг и здесь уже тонна комфорта и минимум аэродинамики. Колеса довольно широкие во всех вариантах от 40 до 47 мм. И эту категорию представляет модели серии 522, причем вариантов тут много. Это хромолиевая рама, которая обеспечивает высокий уровень виброгашения, что супер для дальних поездок. Классические версии 5222 бывают с 2 вариантами колес, где на 28 более узкие покрышки а на 27 более жирные. В этих вариантах вилка тоже хромолиевая, в отличие от модели 5222 с припиской CF. CF – это Carbon Fork, то есть карбоновая вилка, что хорошо сказывается на конечном весе велосипеда. Правда тут уже крыльев на велосипеде в стоке нет, хотя это здоровский добавочный элемент.
Но есть еще вариант 5223, который имеет не руль-баран, а плоский руль. Это для коротких приключений, и вот например мне – особо бы приглянулся именно этот вариант, будь он на гидравлических тормозах разве что. В остальном – крайне занятный вариантик.
Скоростной гравий (Циклокросс)
Заключительной категории на сегодня является скоростной гравий или по старинке циклокросс. На самом деле я поощряю уход от названия цилкокросс, потому что это мало кому нужная категория, но правда тут как всегда есть нюансы. Нюансы заключаются в том, что все же, это спортивный агрегат, который очень жесткий и имеет короткие задние перья. Не смотря на свою проходимость, этот велосипед все же для коротких и динамичных поездок, нежели, чем классический гравийник. Ширина покрышек здесь 35мм, хотя на гравийнике спортивным каноном являются 33мм. Модели 223 – это алюминиевые болиды для грязи, которые бывают в разных вариантах.
Здесь мы встречаем и модель на жесткой карбоновой вилке, но так же и с амортизационной, которая имеет приписку SF. Suspension Fork здесь представлена моделью Suntour GVX с небольшим ходом 60мм. Это занятный вариант безусловно и такого я не видел ни у одного российского бренда. Но у меня один вопрос, почему везде механические дисковые тормоза, вместо гидравлики? Ради эксплуатационных качеств и ремонтопригодности? Возможно, но мне, например как пользователю важнее ощущение торможения, которая у гидравлики неповторимое.
Вот мы с вами сегодня разобрали все шоссейные велосипеды от бренда Format. Я надеюсь, что дал довольно подробную информацию с индивидуальным оттенком в плане некоторых моделей. Видео версия статьи уже на каналах Спорт Рупор в Youtube и ВКонтакте: