Купить автомобиль в России сейчас сложно: поставки большинства моделей заморожены, а популярные машины, оставшиеся в наличии, дилеры зачастую продают с большими наценками. Зато у «неофициалов», которые привозят автомобили из других стран, предложений становится только больше. Посредники уверяют, что могут привезти из-за границы практически что угодно.
После того, как в Минпромторге разрешили параллельный импорт автомобилей, юрлица могут ввозить машины без официального одобрения производителей. Но пока схема такого импорта не отработана, автомобили привозят только неофициальные «дилеры» или профессиональные перегонщики. Разбираемся, как это работает и насколько такие схемы удобны и выгодны для конечного покупателя.
Как привезти машину из Европы и США
Автомобили с классическими ДВС сейчас проще и выгоднее привозить из Европы и США по уже знакомым схемам. Прямых запретов на экспорт для физлиц из России нет, важно лишь уложиться в ценовое ограничение в 50 тыс. евро, если речь идёт про европейские машины. Однако из-за рисков заморозки денежных переводов большинство дилеров-посредников предпочитают ввозить автомобили и проводить таможенную очистку не в России, а через Белоруссию и Казахстан, и только потом оформлять на них российский ПТС. Об этом Журналу Авто.ру рассказал автор канала по подбору автомобилей АвтоРЕВИЗОРРО Кирилл Чернов.
«Автомобили и раньше ввозили не дороже планки в 50 тысяч евро. Сейчас в Европе и США можно найти варианты по тем ценам, которые мы видели до февраля 2022 года. Но значительной выгоды всё равно ждать не стоит, так как цены в Европе тоже выросли на 5–10%. Если раньше свежую "трёшку" BMW можно было купить за 10–12 тыс. евро, то сейчас дешевле 15 тысяч евро хорошую машину не найти. Услуги автовоза из-за повышения цен на топливо тоже подорожали — с 2,5 до 3 тысяч евро за автомобиль», — объясняет Чернов. Доставка дорожает ещё и потому, что автомобили приходится перегружать на границе Польши и Белоруссии на российские автовозы.
Заказчик может сам найти в Сети интересные варианты, договориться с продавцом напрямую и потом обратиться к посреднику уже для перегона и оформления. Обычно, по словам Чернова, машины подбирают в Голландии, Франции и Бельгии. В Германии автомобили получше, но и цены на них выше.
Если нужна машина дороже 50 тыс. евро, то её тоже можно привезти — но только через Казахстан, на который европейские санкции не распространяются. Но такая доставка обойдётся заметно дороже.
«Из Европы есть смысл везти автомобили возрастом 3–5 лет, потому что более новые машины облагаются повышенными таможенными пошлинами, а более старые не проходят по экологическим требованиям. Получается, что это машины ценой 1,5–2 млн рублей и выше», — говорит Чернов.
На первый взгляд, покупка машины в Европе кажется выгодной. Например, в Германии седан BMW 530d 2019 года можно купить за сумму около 35 000 евро, что примерно соответствует 2,5 млн рублей, если считать по курсу 70 руб. за евро (примерно таким он получается после ряда посреднических операций при переводе). Растаможка, утильсбор и установка ЭРЫ-ГЛОНАСС прибавят ещё минимум 700 тысяч; доставка в Россию — ещё 3000 евро (200 тыс. рублей). К получившейся сумме надо прибавить ещё 8–10% за услуги посредников. Получается, что конечному клиенту машина обойдётся примерно в 3,7 млн рублей. Аналогичные автомобили в Москве стоят от 4,2 до 5,5 млн рублей.
При покупке автомобиля через посредников все логистические сложности ложатся на их плечи. В первую очередь, это проблема перевода денег из России. На стороне продавца полученный платёж могут отправить на проверку службам финансового контроля, и он рискует зависнуть на неопределённый срок, говорит Чернов. Именно с такими проблемами перегонщики в последнее время сталкиваются всё чаще, а действующие сегодня схемы оплаты уже завтра могут оказаться недоступными.
«Россияне выгребают все машины. Деньги переводятся долго, причём покупатели сначала переводят их за границу, а уже потом смотрят, что можно купить — потому что машины моментально заканчиваются. Поступающие от физлиц деньги из России, из Белоруссии часто замораживают и не принимают. В первую очередь, это относится к Германии», — говорит Чернов. И цены на перевозку, а также схемы поставок меняются постоянно: к моменту публикации материала поступила информация о первых фактах заморозки платежей при переводах из Белоруссии.
Вторая проблема — обязательный в Германии НДС в размере 19%. Его нужно оплачивать при покупке, а потом эта сумма должна возвращаться на тот счёт, с которого была выплата. Однако, даже если машина выкуплена, возврат НДС, предупредил Чернов, могут заморозить — особенно если продавцу или банку станет ясно, что машина идёт в Россию. И эти деньги могут быть просто потеряны, из-за чего покупка окажется не такой выгодной.
С машинами из США схема похожая, но логистика сложнее. Сначала их отправляют в Европу, а уже оттуда везут в Белоруссию. Но из Штатов, по словам Чернова, в основном привозят битые и восстановленные машины с аукционов, а покупать там массовые модели нерентабельно. Также из Америки доставляют разного рода экзотику — большие пикапы, спорткары.
«Первое правило — чтобы при покупке машину оформляли не на гражданина России. Промежуточным владельцем будет гражданин Белоруссии или Казахстана, то есть какое-то время машина будет записана на другого человека. Есть надёжные фирмы, но на рынке также много мошенников. Уже после растаможки в Белоруссии или Казахстане машину можно будет ввезти в Россию и оформить ЭПТС», — говорит Чернов.
Из Китая везут электрокары: схемы, варианты и цены
Неофициальными путями можно привезти автомобиль даже из Китая, но из этой страны сейчас ввозят только… электрокары — новые или подержанные. На этот необычный рынок уже пришли не только небольшие компании, но и крупные салоны, которым сейчас нечего продавать. Как рассказал корреспонденту Журнала Авто.ру специалист по продаже электромобилей Басан Морчуков из компании Рольф Волгоградский, новый электрокар из Китая обойдётся примерно в 4–5 млн рублей.
«К примеру, у BYD есть флагманский электроседан Han EV — его называют аналогом Mercedes-Benz E-Class или Tesla Model S. Привезти такой электрокар "под ключ" обойдётся минимум в 5 млн рублей, из которых около 300 тыс. рублей посредник заберёт себе. Но объём работ настолько велик, что лучше доверить весь процесс специалистам», — считает Морчуков.
По словам эксперта, можно привезти в Россию электрокар любого представленного в Китае бренда. Причём многие машины уже находятся в России, и ждать их не придётся. Теоретически можно доставить и автомобиль с классическим ДВС, но его стоимость окажется очень высокой. Электрокары специалист считает более выгодным вариантом, так как в Китае они изначально дешевле.
На сайтах компаний-продавцов много вариантов на любой кошелёк. К примеру, Volkswagen ID 4X 2021 года предлагают по цене от 4,1 млн рублей, почти столько же стоит седан Polestar, а представительский Hongqi H9 оценивается в 11 млн рублей. Некоторые машины есть в наличии, некоторые предлагают привезти под заказ.
«В Китае сейчас появляется множество новых моделей как от европейских, так и от локальных брендов: от моделей местной BYD до произведённой в Китае Tesla. При этом у российских клиентов есть несколько вариантов: заказ из наличия на китайском рынке, покупка под заказ или выбор из уже ввезённых и растаможенных в России моделей. Везти под заказ сейчас долго — из России очень много заказов», — рассказал специалист.
В финальную цену таких предложений уже будут зашиты 8–10% от стоимости машины, которые перегонщики берут за свои услуги. В эту сумму входят вся логистика, изготовление полного пакета документов для таможни и для ГИБДД, включая ЭПТС — клиент получает готовый для регистрации в ГИБДД электрокар. При этом большинство компаний работает только по полной предоплате.
Из Китая электрокары доставляют на автовозах или по ж/д. Сроки — от 1,5 до 4–6 месяцев. Морем будет ещё дольше, к тому же грузить электрокары в контейнеры запрещено: это опасный груз. Чаще всего машины ввозят через Белоруссию или Киргизию. В этих странах много посредников-физлиц, на которых при ввозе оформляют автомобиль.
«Такой посредник необходим, так как ввоз электромобиля на юрлицо невозможен — возникают проблемы с ОТТС, сертификацией, НДС. Поэтому автомобиль приезжает посреднику, от посредника оформляется агентский договор, и агент от имени этого посредника уже может продать машину другому лицу — российскому заказчику. При ввозе в Россию дополнительных платежей делать не придётся. Покупатель будет первым собственником, на него будет оформлен и ЭПТС», — объясняет Басан Морчуков.
Систему ЭРА-ГЛОНАСС на машину устанавливают в Белоруссии. Для регистрации в ГИБДД понадобятся договор купли-продажи (финального клиента с посредником-дилером), выписка из ЭПТС и акт приёма-передачи.
Электрические модели из Китая, которые также продаются в Европе и США, имеют в настройках как минимум английский язык, а зарядные порты у них привычных стандартов. Но у большинства чистокровных «китайцев» — только китайский интерфейс и китайские зарядные порты, которые несовместимы с привычными суперчарджерами.
«Китайская Tesla стоит дешевле, чем европейская. И технически это такой же автомобиль, только вот порты для зарядки будут не европейскими, а китайскими, поэтому придётся искать переходник. И не факт, что получится найти. Но даже у такой Теслы в настройках есть множество языков. А у других моделей и этого нет, придётся обращаться в компанию, которая сделает русификацию», — объяснил Морчуков. Впрочем, добавил эксперт, совсем штучный экземпляр никто русифицировать не будет.
Да, можно пользоваться китайской системой, ориентируясь на пиктограммы, но ряд функций всё равно работать в России не будет. Сравнительно легко адаптируются только системы на базе Android, которые позволяют закачивать различные приложения.